027. Спасо-Андроников монастырь, страница 10

027. Спасо-Андроников монастырь, страница 10

пршрный лндрей и ттш т ддниил

Андрея Рублева знают, большей частью, по его знаменитой «Троице». Между тем, за свою многотрудную иноческую жизнь он создал множество великих работ, утвердив на Руси главенство московской школы иконописи.

Андрей Рублев и Даниил Черный. Современная икона работы В. Сидельникова.

Результат совместного труда Андрея Рублева и Даниила Черного — «Сретен; из иконостаса Успенского собора города Владимира. Около 1408 года.

■""1 иографические сведения о вели-1 ком иконописце крайне скудны: I ^скорее всего, родился Андрей U Рублев в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде), в 1340—1350-е годы, в семье потомственного иконописца.

Где он принял постриг, где жил и учился? Часть исследователей полагает, что в Троице-Сергиевой обители, о чем говорится в рукописях XVIII века.

Но другие источники свидетельствуют, что преподобный Андрей жил в стенах Спасо-Андроникова монастыря, где принял постриг при игумене Андронике. В частности, преподобный Иосиф Волоцкий причисляет Андрея

Рублева и его старшего сподвижника и учителя Даниила Черного к инокам Спасо-Андроникова монастыря, ссылаясь на слова старца Спиридона, который игуменствовал в Троице-Сергиевой обители и, следовательно, был знаком с документами, содержащими сведения о ее насельниках.

Андрей — монашеское имя иконописца; мирское неизвестно. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублев». Подпись эта — поздняя и явно поддельная, но, возможно, она содержит косвенное свидетельство, что отца иконописца звали Иваном.

В летописях, за редким исключением, упоминаются лишь государствен

ные деятели и официальные лица. Таким исключением дважды оказался Андрей Рублев. Первые летописные сведения о нем датируются 1405 годом. Они содержатся в сообщении о том, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор в Московском Кремле. Видимо, к этому времени художник уже немало преуспел в иконописи, коль ему поручили такую ответственную работу — и к тому же в сотрудничестве с именитым Феофаном Греком. До наших дней роспись не дошла.

Второе летописное известие сообщает о работе Андрея Рублева в 1408 году над росписью Успенского собора во