027. Спасо-Андроников монастырь, страница 30

027. Спасо-Андроников монастырь, страница 30

ренин зншнный р&шб

Монастырская жизнь в Спасо-Андрониковой обители до сих пор не восстановлена. Но Спасский собор действует как приходской храм.

■"■день памяти преподобного Ан-И^дрея Рублева, 17 июля 1989 года, I | в Спасском соборе была отслужена U первая после большого перерыва Божественная литургия. Приходская жизнь Спасского собора разнообразна — в основных своих направлениях она наследует Спасо-Андрониковой обители.

С 1990 года по благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. И ныне все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

Немного теории. Знаменный распев — основной богослужебный распев Русской Православной Церкви, сложившийся уже в XII веке (некоторые его памятники восходят к XI столетию). Название распев получил от использовавшихся для его записи знаков — «знамен» (или «крюков»).

В чем же отличие знаменного распева от другой церковной музыки? Христианская культура с самого начала отвергла античные музыкальные каноны, выработав собственную мелодическую форму, отвечающую задачам богослужения, — распев, т. е. распева-ние текстов. Музыка сопровождает или оформляет, украшает богослужение, неизбежно взывая к чувственному вос

Вместо снесенной колокольни — деревянная звонница.

Интерьер Спасского собора. На заднем плане — чтимая икона Всех Святых.

от «духовной музыки», как иконопись — от живописи религиозного содержания. Знаменное пение наиболее точно соответствует духу русского православного богослужения. Его одноголосие буквально понуждает человека к молитве, помогает сконцентрировать внимание, а не рассеивает его, как принятое во многих храмах партесное пение.

Протоиерей Николай Трубецкой, заметивший, что для обмирщения церковной музыки в XVIII веке много сделали итальянские капельмейстеры, писал: «Исполнялась басовая ария из оперы Спонтини „Весталка" на слова „Тебе поем", а на музыку хора жриц из „Ифигении" Глюка пели „О всепетая Мати...". В „Покаяния отверзи" Веде-ля музыкальная фраза „но яко щедр, очисти" ассоциируется с совпадающей с ней почти до точности музыкальной фразой: „О ком я воздыхаю, и страсть

приятию. А распев — это чтение псалмов, молитв или гимнов с помощью простой мелодической формулы (интонации). В основе распева лежит Слово. Знаменный распев не знает приема повторения слов или слогов, что было бы с точки зрения знаменной традиции «издевательством над текстом». Принцип знаменного распева так же удален

открыть желаю" из... оперы „Пиковая дама"».

В какой-то момент возникла потребность отойти от такого обмирщения, обратившись к истокам. Но возвращение к знаменному распеву затруднено различием двух музыкальных систем: модальной (к ней относится знаменное пение) и европейской мажоро-

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Самые большие православные монастыри

Близкие к этой страницы