027. Спасо-Андроников монастырь, страница 29МОНАСТЫРЬ И МИР «Спас Вседержитель» первой половины XIII века представлен в экспозиции древнейший период русской иконописи. А расцвет московской школы иконописи (рубеж XV—XVI веков) — иконами, которые связывают с именем Дионисия и его учеников. «Богоматерь Владимирская-Волоколамская» (1572) — вклад Малюты Скуратова в Иоси-фо-Волоцкий монастырь после жестокой расправы над митрополитом Филиппом. Икона «Успение Богоматери» (конец XV века) мастера, принадлежавшего к кругу Дионисия. Успенский собор подмосковного Дмитрова. димый для создания международного резонанса вокруг имени Рублева и спасения ансамбля монастыря от разрушения. К открытию здания обители отреставрировали, был воссоздан исторический облик Спасского собора. Ну и, конечно же, одной из главных задач музея стала популяризация наследия великого иконописца. В момент открытия экспозицию составляли всего 317 экспонатов, ведь после разорения обители рукописи, иконы, произведения прикладного искусства из Спасо-Андроникова оказались в разных московских музеях. Из сокровищ монастыря вернулись лишь шитая палица 1437—38 годов (вклад супруги серпуховского князя Владимира Храброго Иулиании Васильевны) и одна из шести дошедших до нас древних монастырских рукописей — «Слова Постнические Василия Великого» (1402—1406). Это древнейшая рукописная книга, хранящаяся в музее. Созданная в Спасо-Андрониковой обители, она попала в старообрядческий монастырь, а после его разорения в 1920-е годы — в библиотеку города Куйбышева. И только в 1961 году, стараниями известного историка М. Тихомирова, вернулась в те стены, где была написана. Сотрудники музея часто спасали от гибели произведения древнерусского искусства, вывозя их из храмов и некоторых периферийных краеведческих музеев. Первыми поступлениями стали несколько икон XVI—XVII веков из Владимирского краеведческого музея и созданный в 1660-х годах иконостас из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Фрагментами фресок новгородской церкви Спаса на Нередице, построенной в 1198 году и разрушенной в Великую Отечественную войну, и иконой шшш Создатели музея Первым директором музея в 1949 году стал Давид Ильич Арсенишвили (1905—1963) — энтузиаст, реставратор, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси. А первым научным сотрудником — Наталья Алексеевна Демина (1904—1990) — выдающийся исследователь древнерусского искусства, знаток творчества Андрея Рублева. Когда Министерство культуры вручило Д. И. Арсенишвили приказ о создании музея, оно не позаботилось о выводе с территории Спасо-Ан- дроникова монастыря располагавшихся там учреждений. Добиваться этого пришлось сотрудникам. В освобождавшиеся помещения стремились въехать другие конторы, В 2001 году на стене Настоятельского корпуса Давиду Арсенишвили и Наталье Деминой были установлены памятные доски работы 3. Церетели и В. Суровцева. так что Арсенишвили не покидал территории монастыря ни днем, ни ночью. Усилиями Арсенишвили и Деминой были организованы первые научные экспедиции, началось формирование коллекции, прошла реставрация. ■ MIMMIlll |