025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 12

025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 12

подвижники

в Боровском монастыре, то это должно было произойти до 1479 года, когда преподобный Иосиф покинул обитель. Узы духовной дружбы связали иноков на долгие годы. Иосиф Волоцкий посещал своего духовного собрата в основанной им пустыни незадолго до своей кончины, последовавшей 9 сентября 1515 года. Визит выдающегося деятеля русской церковной истории всегда расценивался в Давидовой пустыни как одно из наиболее важных событий, когда-либо происходивших в монастыре. Западную стену трапезного храма во имя Всех Святых ныне украшает фреска, иллюстрирующая посещение обители преподобным Иосифом.

После долгих лет монашеских трудов в Пафнутьево-Боровском монастыре преподобный Давид почувствовал в себе силы стать основателем новой обители. Точное время пребывания святого в монастыре преподобного Пафнутия неизвестно. По некоторым данным, он подвизался там более сорока лет. Монастырский синодик 1602 года указывает, что 31 мая 1515 года преподобный Давид «со двема старцама и с двема простыма мужи», то есть двумя монахами и двумя мирянами-трудни-ками, пришел в пустынное место на берегу реки Лопасни в Хатунской волости Московского уезда и заложил монастырь, посвятив его Вознесению Господню. Основателя монастыря и его спутников сопровождала икона Божи-ей Матери «Знамение» с предстоящими пророками Аввакумом и Дании-

бранном месте он с помощью духовных чад воздвиг кельи и деревянную церковь в честь Вознесения Господня с приделом Успения Пресвятой Богородицы, а также трапезную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. С деятельностью преподобного Давида связывается и насаждение липовой рощи за стеной пустыни. Рассказывают, что святой выкапывал в ближайшем лесу липы и, принося их в монастырь, сажал корнями вверх. Деревья благополучно приживались, а окрестные жители, которые становились свидетелями чуда, свершающегося по воле Господа, укреплялись в своей вере. Считается, что преподобный Давид был духовным наставником местного населения. В современном житии святого отмечается желание преподобного иметь подворье в Москве с древней иконой Лика Господня или Пресвятой Богородицы для изыскания средств на улучшение благосостояния основанной им пустыни и помощь нуждающимся. Среди широко распространенных в настоящее время преданий о монашеских свершениях преподобного Давида после основания им монастыря на берегу реки Лопасни есть и предание о том, как по молитвам святого в селе Талеже, в нескольких километрах от обители, забил родник.

В монастырском синодике 1602 года кончина Давида Серпуховского отнесена к 19 сентября 1529 года. В иных источниках называются и другие даты. Так, в одном из списков знаменитого «Описания о российских святых» —

Вид на монастырь от реки Лопасни. Фотография конца XIX века.

Святые мощи преподобного Давида Серпуховского.

лом, а также преподобными Петром и Онуфрием Афонскими. Впоследствии эта икона находилась в келье преподобного Давида. Моление пребывшего в Хатунскую волость святого и сопровождавших его двух монахов и двух мирян перед иконой Божией Матери «Знамение» также отражено в росписи западной стены трапезного Всехсвят-ского храма Давидовой пустыни.

Об иноческих трудах преподобного Давида известно очень мало. На вы