002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 4

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 4
ХРОНОЛОГИЯ

К<Ж€Ц X КСМ Предполагаемое время основания обители преподобными Сергием и Германом.

тз Обретение мощей

преподобных и перенесение их в Новгород во время шведского нашествия.

1182 Возвращение мощей

преподобных на Валаам и сокрытие их от поругания «под спудом» в глубокой скальной могиле.

1578 Монастырь разорен и

сожжен дотла шведскими «крестоносцами».

1 595 Царь Федор Иоаннович

заключает мир со шведами и возрождает обитель.

16П Корельский уезд, а с ним и Валаам, оказывается под властью шведов; обитель вновь уничтожена.

1715 На только что отвоеванной у Швеции территории Петр I повелевает возродить Валаамский монастырь. 1754 Пожар, случившийся на Пасху, уничтожает все постройки, кроме Святых ворот и Благовещенской часовни.

1782 Отец Назарий вводит в Валаамской обители общежительный устав Саровской пустыни; начинается строительство каменных зданий на Валааме.

1823 Сооружение серебряной раки на месте, где почивают под спудом мощи преподобных.

1911 Устройством Гефсиманского скита завершается создание на Валааме «русского Иерусалима». 1921 Святейший Патриарх

Тихон дарует Финляндской Православной Церкви автономию.

1923 «Старостильный» раскол

на Валааме, связанный с введением Финской Церковью григорианского календаря.

19;й Последние иноки покидают обитель, которая оказалась теперь на советской территории.

1989 Совет министров Карелии передает Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор; начало возрождения монастыря.

Ништадтского договора (1721), на отвоеванной у Швеции территории Петр повелел возобновить Валаамскую обитель. Деятельное участие в восстановлении Валаама принял архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх. В самом начале 1719 года возвели деревянную церковь Преображения Господня. В 1720 году приписанный поначалу к Кирилло-Белозерской обители монастырь получил самостоятельность. Спустя два года захолустная в ту пору обитель по воле Петра была удостоена редкого статуса архимандрии. В сан архимандрита произвели игумена Герасима Фоку, прибывшего из Венеции, в то время книжного центра православного Востока. Однако он, не выдержав суровых условий «Северного Афона», покинул остров.

Обитель росла, но в 1754 году на Пасху случился пожар и монастырь выгорел дотла. Уцелели лишь Святые врата да Благовещенская часовня, в которой иноки и стали совершать богослужение. Погибли все запасы продовольствия и строительных материалов. Средства на восстановление пожаловала императрица Елизавета Петровна, и через два года были освящены новопостроенные Преображенский собор и Успенская церковь. Монастырь обнесли деревянной оградой с тремя часовнями по западной стороне. В 1757 году обитель вернулась к игуменскому правлению. В сан игумена был возведен монастырский строитель Ефрем.

Все храмы (кроме храма Успения Богородицы) были холодными, и в 1759 году в паперти теплой Успенской церкви построили придел во имя святителя Николая Чудотворца. Четыре года спустя поставили и освятили

теплую Рождественскую церковь при трапезной. Но теплые Успенская и Рождественская церкви потребовали к 1781 году капитального ремонта, а обитель испытывала крайнюю нужду. Деревянные церкви, деревянная колокольня, деревянные хижинки-кельи, деревянная ограда...

Меж тем начинался век камня. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петр Петров-Шапошников) желал возрождения обители в новом блеске. Деятельный архипастырь вызвал из Саровской пустыни старца Назария и поручил ему ввести на Валааме устав Саровской обители. Настоятель Сарова отец Пахомий и епископ Тамбовский и Пензенский Феофил не хотели отпускать от себя знаменитого отшельника. С этой целью пустились они на хитрость: начали убеждать митрополита, что Назарий де малоумен да в духовной жизни неопытен. Но маневр их не удался. «Умников у меня и своих хватает, — отвечал им преосвященный. — Подайте-ка мне вашего глупца».

Указом Санкт-Петербургской духовной консистории от 7 марта 1782 года отец Назарий был определен строителем в Валаамский монастырь. С его назначением началась новая эпоха в истории обители. Исполняя волю призвавшего его архипастыря, отец Назарий ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни. Устав закреплял правила благочиния и порядок богослужений, жизнь же скитская и отшельническая были оставлены в том виде, как велись они здесь издревле.

На строительном поприще старец первым делом составил план каменных монастыр-

Никольский монастырь Старой Ладоги. Здесь валаамские иноки укрывались от шведов.