002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 23

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 23

СВЯТЫНИ

штто

Царственные особы неоднократно посещали Валаам, но одно такое посещение здесь помнилось особенно долго. Бурной августовской ночью 1819 года один, без свиты, на Валаам прибыл император Александр I, заранее известив игумена Иннокентия, что не желает никаких торжеств по этому случаю. Утром монахи обнаружили императора у дверей собора, причем он уже отстоял утреню и раннюю обедню, приложился к иконам. Как простой паломник, ходил Александр по лесным пустынькам, побывал у схимонаха Николая (для посещения которого пришлось «неподобающе» наклониться при входе в крохотную келью), расспрашивал его о духовной и аскетической жизни, сидя на «нецарственном» грубом табурете. К потрясению игумена он съел предложенную Николаем репу... Для многих это посещение служило доказательством распространенной позже легенды о старце Федоре Кузьмиче, в котором многие хотели признать Александра Благословенного, будто бы инсценировавшего собственную смерть в Таганроге.

Встреча двух императоров в Тильзите. Скромному и тихому Александру I, больше всего мечтавшему уйти в монастырь, волею Господа суждено было победить горячего и гордого Наполеона.

по строительство: в это время возвели Преображенскую церковь, с приделами во имя святого апостола Иоанна Богослова и святителя Николая, чудотворца, и теплый Трапезный храм в честь Рождества Христова. Легко установить местонахождение первоначального монастыря: дело в том, что рака с мощами преподобных Сергия и Германа находилась рядом с жертвенником, а затем мощи были спрятаны «под спуд» в алтаре. Так и получается, что современное местонахождение раки преподобных является местом алтаря изначального храма XV века.

У раки всегда есть молящиеся.

Братское существование было разрушено некими «неутвержденными в разуме» иноками, враждовавшими со своим игуменом. Преподобный вынужден был отречься от игуменства и уйти из монастыря. Поселяется он в Новгороде, в монастыре во имя святого апостола Иоанна Богослова (вероятно, Витков-ском), у церковных стен которого его и похоронили. Начальство же над Валаамским монастырем легло на преподобного Германа. Скончался Герман, вероятнее всего, во

второй половине XV века и был похоронен под Преображенской церковью. После того как в начале XVI века церковь эта сгорела, мощи его были обретены нетленными и полвека находились во вновь отстроенной Преображенской церкви для всеобщего поклонения.

Мощи преподобного Сергия предположительно были обретены 7 сентября 1548 года, а уже 11 сентября их привезли в Валаамский монастырь. Из описания перенесения мощей преподобного в «Сказании» следует, что в обители существовало чувство вины перед своим первым игуменом. Монахи плакали, «просяще прощения от преподобного».

Тогда мощи преподобных Сергия и Германа и были положены за алтарем Преображенского храма около святого жертвенника, где их чудотворная рака была видима всеми. До 1573 года святые мощи были открыты для поклонения, но при угрозе шведского нападения их скрыли «под спудом».

Прославление Валаамских чудотворцев в лике преподобных состоялось вскоре после перенесения мощей преподобного Сергия, но широкое почитание преподобных началось гораздо позже. «Вмешались» шведы, захватившие архипелаг на целое столетие. Но и с восстановлением монастыря в 1716 году почитание преподобных не было восстановлено. Их мощи находились под часовней, со строительством храма часовня оказалась под церковью.

Все стало меняться по мере возрождения обители. Во время управления игумена Ефрема (1748—1782) монастырские церкви украсили иконами Сергия и Германа Валаамских, живописное изображение преподобных положили и на их раку. Игуменом Назарием 28 июня 1789 года в честь преподобных Сергия и Германа был освящен престол нижней церкви. Таким образом, 28 июня/11 июля — дата освящения первой церкви в честь преподобных. А уже в самом конце XVIII века стала отмечаться и дата перенесения мощей преподобных из Новгорода на Валаам.

Но это уже совсем другая история.