Техника - молодёжи 1997-06, страница 17

Техника - молодёжи 1997-06, страница 17

церкви, где находятся верующие, называемую кораблем, от алтаря, куда имеют достуг лишь священнослужители. И уже в древнейших русских храмах, построенных стро о по византийскому образцу, алтарь от корабля отделяет невысокая преграда. Вероя но , разрастание иконос аса шло особенно быстро в деревянных церквях, где не было росписей, где культовые изображения могли быть сосредоточены лишь в одном месте — на алтарной преграде. В своей классической форме иконостас сложился в XV в., ко да Древняя Русь переживала свой духовный и художественный расцве ..»

В центре главного меню нарисован рестол с раскрытой богослужебной книгои. Щелчок координатным устройством по его изображе ию открывает возможность просмотра икон и текстовых пояснений к ним. Условия просмотра задаются с помощью особых кнопок: «Закладки», «Поиск», Фильтр». Несложная система поиска позволяет, щелкнув мышкой или трекболом по слову в списке, вызвать перечень документов, в которых это слово имя название сюжета, термин и т.д.) встречается. Выбрав то, что вас интересует, вы переходите на соответствующую страницу —

Сергий Радонежский с житием. Вторая половин XVI в. Московская школа.

Покров Богоматери. Середина XVIII в. Палех.

ролики «Золочение», «Доличное письмо «Личное письмо «Оклады» и статья «Конечная обработка». Выбор иконостаса дает возможное ь просмотреть фильмы об его устройстве. К сожалению, средствами поли рафии нельзя воспроизвести видеоролик, поэтому, чтобы дать представление о стиле и содержании дикторского сопровождения, приведу его текст к фильму «История иконостаса».

«Древнерусская живопись, все ее образы неразрывно связаны с церковью, с самим зданием храма Связь эта чрезвычайно глубока: живопись

Богоматерь, Начало XVв. Московская школа. Андрей Рублев

Иоанн Богослов. 1408 г. Москов кая школа. Андреи Рублев.

Преображение. Около 1516 г. Ярославская школа.

не просто украшает православный храм, а составляет с ним стройное смысловое и художес венное единство. Так случилось, что именно на Руси не только фреска и мозаика, но и иконы заняли свое строго определенное и важное место в церкви. Речь идет о сущес вующих только в русских православ ых церквях высоких иконостасах. Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте. Он отделяет собой часть

с изображением иконы в левой ее части и текстом в правой. Содержание сопроводительной статьи выбирается с помощью специальных кнопок: «Сюжет», «Школы», «Икона», Автор». Изображение иконы можно увеличить наведя на нее курсор и щелкнув клавишей координатно о устройства. Кнопка «Фильтр» позволяет установить условия выбора: указать время создания икон, живописные школы, авторов (коль скоро они известны), сюжеты. Это дает возможность классифицировать материал в соответствии с интересами пользователя что особенно удобно при просмотре с учебными целями: так, скажем, один урок можно посвятить изучению икон нов ородскои школы, другой — всех школ, сюжетов и ав оров XV в., третий — творчеству исключительно Андрея Рублева, четверть и — образу Богоматери с древнейших времен до начала нынешнего столе ия и т.д. (Современная иконопись, к сожалению, никак не отражена на рассматриваемом диске.) Совокупность всех средств управления сборником делает его неплохим учебным пособием.

Тем досад ее, что разрабо чики программы не предусмотрели возможности записать в файл или распечатат на принтере без ущерба для качества репродукцию выбранной иконы или пояснительный текст к ней. Можно лишь скопировать экран обычными средс вами Windows в буфер обмена и затем встави ь его содержимое в новый документ, открытый, соо ветственно, в графическом или текстовом редакторе. (Именно так получены публикуемые здесь иллюстрации.) Этот способ трудоемок и ограничивает качество графики экранным разрешением. Понятно, когда разработчики электронных изданий охраняют таким образом чьи-то авторские права на воспроизводимые ими работы, но здесь то иной случаи! Кому по-

Георгий Победоносец. Конец XIX в. Живописная школа.

вреди" если пользователь распечатает на цветном принтере полюбившуюся ему икону и повесит ее на стену — разумеется, не как предмет культового почитания (каковым не может быть изображение, не освященное церковью), но как репро дукцию живописного произведения? Или выведет твердую копию текста и даст ее почитать тем, кому недоступен компьютер?

«Русская иконопись...» - одна из первых муль-тимедиа-энциклопедий, представивших в таком объеме великое наследие нашего народа. Будем надеяться, что в переизданиях она обретет подобающее теме совершенство.

и, возможно станет немного дешевле. Ведь теперь, кажется, нет спецмагазинов, где дол о-жданное издание можно купить «за госцену»? Тем же, у кого очень мало денег, по-прежнему одна дорога — в храм, перед подлинными иконами замаливать грехи тех, у кого денег очень много. Ибо тем в церковь ходить, к сожалению, некогда. А стихов они, к счастью, не пишут. ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 97

КЗ