Техника - молодёжи 1997-06, страница 16МУЛЬТИМЕДИА Анатолий ВЕРШИНСКИИ КИНОВАРЬ, ЗОЛОТО И ЖЕЛТАЯ НАКЛЕЙКА В начале 80-х, в пору, когда слово «достать > почти окончательно вытеснило скромный глагол «купить», мне довелось редактировать первую поэтическую книжку одного... скажем так. коллеги. Задача оказалась непростой: автор весьма ревниво о носился к отбору и правке своих произведений, большей частью несовершенных. (В порядке лирического отступления замечу, что функционеры тех времен частенько находили отдушину в творчестве: видимо, так, будучи поневоле атеистами, пытались замолить свои прегрешения. Да и сочинительство считалось делом почетным. Примерно тогда же ваш покорный слуга наваял — или, если угодно, навалял, — эпиграмму, до сего момента неопубликованную: «Поэт на должное и чиновной искупит книгами грехи. Но чем замолит путь греховный чиновник, пишущий стихи?» Впрочем, к моему «начинающему автору» это четверостишие не имело отношения.) Служил он в конторе, куда простым смертным вход заказан, «светиться» в редакции среди сочинителей «с улицы» таким людям не к лицу, и встречались мы с ним «на нейтральной почве» — в Пресс-центре МИД, куда мои автор имел постоянный пропуск. Из достопримечательностей этого заповедного места мне запомнился книжный киоск. Именно там за госцену я приобрел три редкостных альбома русской иконописи. Для рядового редактора с окладом в 150 рублей эта покупка не оказалась чересчур обременительна: роскошные фолианты обошлись... всего в треть зарплаты. Правда, за эту цену они продавались лишь в спецмагазинах. В ту пору я еще не имел доступа в книжную лавку писателей, и купить за номинал столь редкое ные издания стало для меня большой удачей. Се одня подобные книги свободно лежат на прилавках но стоят едва ли не столько, сколько в «застойные» годы — у букинистов и спекулянтов, естественно, в сопоставимых ценах. При этом боль шинству из тех, кому они действительно нужны, не хватает денег на пищу — впору и впрямь идти на церковную паперть... По-прежнему многие жители России оскорблены и унижены: просто одно унижение сменилось другим. Зато люди со средним достатком могут беспрепятственно купить дорогой во всех отношениях альбом. Те же, у кого под рукой персональный компьютер и свободные $26, пополнят свои знания об отечественном искусстве с помощью мультимедийной энциклопедии Спас Нерукотворный. XI в. Архангел Михаил. Вторая половина XIV в. Новгородская школа. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ XI - XX ВЕКОВ. СПб., «Профиль», 1996. Наверное, в этом есть что-то глубоко символическое: на коробке лазерного диска, поверх репродукции древнерусского образа с его багряно-золотистыми тонами, ядовито желтеет крохотная наклейка с ценой в американских денежных единицах. Как своеобразное напоминание о том, сколько культурных ценностей продано россиянами за валюту. И какие гроши (вполне сравнимые со стоимостью сего диска) получают те, кто подвижнически сохраняет и восстанавливает эти светочи духовности, пробившиеся к нам сквозь толщу веков и позднейших поновлений — записей. Особенность иконы в том, что произведением искусства она является лишь во вторую очередь. Для человека верующего, воцерковленного — это, прежде всего, объект почитания, свя ыня, образ, перед которым молятся. Потому и место иконе, с такой точки зрения, в храме. А храм не музей, хотя в знаменитые соборы и водят экскурсии. Да и музеи — при нынешних-то ценах на билеты — не обойдешь, не объездишь, и обо зреть лучшие из творении русских богомазов рядовому любителю отечественной старины удается лишь таким образом — на страницах живописных альбомов или мультимедийных справочников. Более 500 изображений икон и клейм предлагает нам новая электронная энциклопедия. В ней около 1000 статей, в которых описаны сюжеты, представлены школы иконописи, приемы иконографии, а также немногие известные авто Богоматерь Донская. Конец XIV в. Московская школа. Феофан Грек. Троица. 1422 — 1427. Московская школа. Андрей Рублев. ры икон. В состав сборника вошли несколько видеороликов: об истории иконостаса, технике иконописи и городах — центрах иконописания. Энциклопедия корректно работает с русскими версиями Windows 3 х и Windows 95, а также с любыми другими, если в них используется русификатор с русскими версиями шрифтов Arial и System, рекомендуемые аппаратные ресурсы: процессор 486DX, ОЗУ 8 Мбайт, видеоадаптер SVGA, звуковая карта и 4-скоростной (как минимум) дисковод CD-ROM. Установка программы элементарна, работа с ней крайне проста. Главное меню представляет собой условное изображение интерьера храма. Выбор координатным устройством иконы на сте не справ вводит в раздел «Техника иконописи», здесь вам предла аю ся фильм «Подготовительные работы», текст «Живописные подлинники», ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 '9 7 14
|