Вокруг света 1983-07, страница 39После Октябрьской революции богомазы Ивановской области нача ли пробовать себя в росписи различ ных изделий Первыми нашли путь к новому лаковому промыслу живо писцы М стеры, за ними палешане. Палеху повезло, уже первое поколение художников по лаку дало такие самородные таланты, как Голиков, Баканов, Зиновьев, их искусство было высоко оценено Максимом Горьким. Его стараниями Палех был причислен к Художественному фон ду, что означает: каждый палешанин — лицо творчески самостоятельное. В то же время Холуй, Мстера, Федоскино по-прежнему относятся к Министерству местной промыш ленности. В Холуе только тридцать человек — «творцы», которые созда ют новые вещи для выставок, музеев, научно-исследовательского института народных художественных про мыс лов, образцы для самой фаб рики. Еще сто двадцать художников повторяют эти мотивы. Но «исполни тель» может не только писать один из более чем трехсот пятидесяти сюжетов, он может творчески их перерабатывать. Если холуйской иконе лет четыреста, то холуйский лак относительно молод: ему полвека. Сохранились ли в холуйской ми ниатюре традиции иконописи? Ког да смотришь на праздничные, подчеркнуто декоративные коробочки, на веселую пляску зеленых, крас ных, желтых тонов, на смелое обра щение к новаторским сюжетам (в Холуе уже пробовали положить на лак и спорт и балет), видишь, что Холуй, конечно же, искусство современное. Да и знаток лаковой миниа тюры Павел Корин подчеркивал, что «основоположники искусства Холуя проявили себя как искатели прекрасного в новой жизни». Но стоит вгля деться в крепко слаженную компози цию, в тонкую проработку деталей, отметить традиционные для иконо писи красно-коричневые, желто-зеленые и темно-синие гона, искусный золотой орнамент, как начинаешь понимать, что древняя иконопись живет в сегодняшней миниатюре своим отточенным мастерством, взвешенным равновесием гонов, ней хо логичностью... Я беседую с главным художником фабрики Борисом Кирилловичем Новоселовым, когда в кабинет вхо дят трое. Невысокий юноша мне уже знаком, это художник Сергей Теп лов. Сергей говорит: - Борис Кириллович, вот отец и жена приехали, можно я покажу им фабрику? Пожалуйста, Сережа. Но Теплов-старший не спешит но кинуть кабинет: Как мой сын, справляется? Ведь вот — кончил в Иванове худо жественное училище, направили на хорошее место, так нет, заупрямил ся: хочу изучить лаковую миниатю ру. В Холуе. Там, говорит, любую новую идею примут — лишь бы инте ресно да мастеровито. Новоселов улыбается: — Мы действительно народ воль ный. это Сережа верно подметил. Еще в грамоте царя Алексея Михай ловича говорилось: «В сельце Холуй поселяне пишут святые иконы без всякого рассуждения и страха*. другим настроением, когда жена рядом. Ну уж и с настроением? Новоселов горячится: Именно так. В миниатюре отражается и твой темперамент, и солнечное утро, и вчерашняя размолвка с другом. Картина — существо живое, она вбирает в себя биотоки человека и, можно сказать, имеет собственное биологическое поле Мы Палех - признанный центр лаковой миниатюры скорее тяг отеет к сим волу, к условности; Холуй же ближе к человеку, к реальности. Да и по цвету есть разница: Палех предночи тает черный фон, в Холуе пишут по белому и по цветному. Там боятся «размыть» традицию, мы же счита ем: пусть молодые художники пробу ют себя в Холуе, у него диапазон широкий, всем места хватит. Ваш Сережа работает уверенно, смело. А кто жена, врач? Ну и пре красно, пусть к нам переезжает. Мы вон сколько квартир строим. И ми ниатюра будет писаться совсем с это ощущаем на каждом шагу. Вот, скажем, одна из главных наших проблем - образцы; старые прихо дят в негодность, новых не хватает. Федоскинцы попытались делать цветные фотографии и с них писать копии. Это не для нас. Фотография мертва. Если же у тебя дома шкатул ка, писанная с живого образца, она как будто связана невидимыми нитями с оригиналом, в котором живет душа художника. Вот по БИОГРАФИЯ РЕМЕСЛА
|