033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 8

033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 8

три н/штш

Нынешние насельники Иоанно-Богословского монастыря чтут память трех последних его настоятелей, управлявших обителью до ее закрытия в 1931 году.

Серафимовской церкви справа от входа покоятся честные останки I I тРех настоятелей монастыря. Один U из них, архимандрит Виталий (Виноградов), восстанавливал монастырь во второй половине XIX века и превратил в итоге обитель, о существовании которой не знали даже многие рязан-цы, в одну из самых цветущих и креп-

ние необходимых качеств. Он подал архиепископу Иринарху (Попову) прошение об определении иеромонаха Виталия на должность настоятеля Богословского монастыря. Одновременно Хлудов предложил ввести в обители общежительный устав, выразив при этом свою готовность передать ей — в случае устроения общежития — свою

укладывалось в отшлифованные формы: «Консисториею определено: на основании указа Святейшего Синода от 22 марта 1865 года за N«455 Рязанский Богословский монастырь переименовать и обратить в общежительный монастырь, с тем чтобы общежитие в этой обители учреждено было на правилах устава Коневского общежительного

Заупокойная лития за алтарем Успенского собора. Фотография начала 1990-х годов. Архимандрит Авель вспоминал: «Вначале владыка Симон приехал и спросил: "Где тут настоятели похоронены?" А бабки, которые в церковь не ходили, говорят: "Вот тут, за алтарем" Ну и не разобравшись, за алтарем общий крест поставили. А потом выяснилось, что они за алтарем Богословского собора. Мы все нашли, гробы, и все перенесли, все как положено...»

ких в духовном отношении в епархии. Другой — архимандрит Тихон (Преображенский) — мудро продолжал дело архимандрита Виталия и оберегал монастырь от закрытия в первые послереволюционные годы. Третьему, архимандриту Зосиме (Мусатову), выпало увидеть разгром монастыря.

Иеромонах Виталий (Виноградов) (1820—1915) стал настоятелем Иоанно-Богословского монастыря в 1865 году, после ухода на покой архимандрита Фотия. Назначение его на эту должность состоялось при участии Д. И. Хлудова, благотворителя обители. Размышляя о том, как возродить пришедший в упадок монастырь, Хлудов пришел к выводу, что спасет его только энергичный и добронравный настоятель. В иеромонахе Виталии, казначее рязанского архиерейского дома, благотворитель увидел сочета-

усадьбу с прилегающими к ней лесом и лугом.

22 марта 1865 года Святейший Синод утвердил отца Виталия настоятелем Иоанно-Богословского монастыря. Одновременно с этим назначением в монастыре был введен общежительный устав. Так началось возрождение древней обители.

В сентябре 1865 года иеромонах Виталий был возведен в сан игумена, в мае 1870 года — в сан архимандрита. Долгая эпоха его настоятельства ознаменовалась расцветом Иоанно-Богословского монастыря. Конечно, здесь нельзя сбрасывать со счетов помощь, оказываемую Д. И. Хлудовым, но без настойчивости и терпения архимандрита Виталия эта помощь пропала бы втуне. Введение общежительного устава потребовало от настоятеля немало душевных сил. Это лишь в официальных бумагах все

монастыря». На деле же все обстояло гораздо сложнее. Местным монахам трудно было смириться с новыми — очень жесткими — правилами, а тем более — принять их с любовью и осознанием их несомненной пользы. Словом, скорбей архимандриту Виталию пришлось перенести немало.

Согласно отзывам современников, архимандрит Виталий был не только незаурядным «настоятелем-хозяй-ственником», но и мудрым духовником. Сохранились свидетельства о его прозорливости. Вплоть до самой своей кончины он окормлял многочисленных духовных чад.

В 1914 году, после ухода архимандрита Виталия на покой, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря стал архимандрит Тихон II (Преображенский) (1848—1925). Он принял бразды правления в тот момент, когда