033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 9подвижники Богословская обитель переживала благополучнейший период в своей долгой истории. И грозных перемен, стоявших у порога, никто не был в силах предвидеть. Тем не менее архимандрит Тихон встретил перемены очень достойно. Будучи духовным чадом архимандрита Виталия, он стал его преемником в духовническом и старческом служении. Кроме того, с 1889-го по 1911 год он исполнял в Иоанно-Богословском монастыре обязанности казначея и накопил, таким образом, серьезный практический опыт, помогший ему в управлении обителью в столь нелегкое время, какими явились предреволюционные и первые послереволюционные годы. Его стараниями она оставалась открыта, когда разграблению и ликвидации подвергались сотни других монастырей по всей России. После кончины архимандрита Тихона бремя управления Богословским монастырем среди бушующего моря атеистической пропаганды и карательных санкций властей пришлось возложить на себя архимандриту Зосиме (Мусатову) (1849—1934). Природный рязанец, выходец из семьи крепостных крестьян, он поступил послушником в Иоанно-Богословскую обитель в 1871 году. Спустя восемь лет, 29 августа 1879 года, Алексей Мусатов (так звали в миру будущего архимандрита) принял монашеский постриг с именем Зосима. В 1881 году он был рукополо- И если прежде эта должность была сопряжена не только с высокой ответственностью, но и с определенным почетом, то в реалиях 1920-х годов она ничего, кроме непрестанного мученичества, принести не могла. Однако же архимандрит Зосима с честью нес крест, посланный ему Господом. И его путь, и путь архимандрита Тихона (Преображенского) говорит нам многое об иноческой традиции, насажденной архимандритом Виталием. За много лет до испытаний железного века в монастыре уже готовились пастыри, способные в необходимый момент явить миру невиданный «запас прочности», пример высокого духовного мужества, благородства, терпения. В 1931 году Иоанно-Богословский монастырь был все же — одним из последних на территории Советской России — закрыт. Как это часто делалось в подобных случаях, то есть с «особо стойкими монастырями», всю братию во главе с настоятелем арестовали, предъявив ей обвинение в «контрреволюционной деятельности». Три месяца (с 31 мая по 6 сентября) престарелый архимандрит находился в тюрьме. На допросах он держался с достоинством, стойко исповедуя веру во Христа. «Собственные взгляды я не изменил и с ними — навсегда, — говорил следователям 82-летний старец. — Всякая власть есть власть от Бога, которой повинуюсь во всем, кроме моих религиозных убеждений». Свой нынешний архитектурный облик Богословская обитель приобрела при архимандрите Виталии (Виноградове). Архимандрит Тихон II (Преображенский), настоятель Иоанно-Богословского монастыря в 1914—25 годах. жен во иеродиакона, а в 1881 году — во иеромонаха. Большая часть жизни последнего настоятеля Богословского монастыря прошла на глазах у архимандрита Виталия и под его духовным руководством. В 1906 году иеромонаха Зосиму назначили благочинным обители, а в 1918 году — ее казначеем. В 1925 году отец Зосима стал настоятелем монастыря.
|