033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 6

033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

подсвечники и иные вещи, необходимые в церковном обиходе.

Через некоторое время монастырю вернули право пользоваться доходами с его деревень, и к середине XVIII века он вновь благоустроился. В 1761 году, накануне секуляризации, в нем было тринадцать иеромонахов (включая настоятеля), 4 иеродиакона, 8 монахов. Послушников и трудников насчитывалось около двадцати человек. Монастырь владел семью селами и одиннадцатью деревнями.

В 1764 году почти все земельные угодья у Богословской обители отобрали. Лишившись средств к существованию (едва ли таковыми можно было назвать скудный третьеклассный штатный оклад), монастырь быстро пришел в запустение. Иногда доходило до того, что совершать богослужения было негде. Храмы стояли с прогнившими полами, с ветхими иконостасами, от которых постоянно отваливались детали резьбы. Крыши протекали. Остановить разрушение монастыря монахи не могли — копеечных доходов хватало только на самые насущные нужды. Братия (несколько стариков) жила в полуразвалившемся корпусе. Лишь узкая тропка вилась от келий к церкви, показывая редким посетителям обители (а их было очень, очень мало — в Рязани даже не все знали о существовании древнего монастыря в Пощупове), что здесь еще теплится монашеская жизнь.

В начале XIX века Иоанно-Бого-словскому монастырю выделили около ста десятин пахотной земли и около десяти — под огород. Если бы в обители были молодые насельники, то, конечно, это могло бы стать для нее существен

ным подспорьем. Но таковых не имелось, равно как и средств, чтобы нанять работников, и выделенные земли долго стояли необработанными. А потом участок запахали пощуповские крестьяне (что и понятно — пахотной земли в Центральной России не хватало уже тогда), и монастырь остался вовсе ни с чем.

В 1837 году епархиальное начальство предприняло попытку вывести Богословскую обитель из беспросветной

монастырю он жертвовал, хорошо понимая, что переустройство внутреннее столь же важно, как внешнее. Стараниями Хлудова обитель приобрела настоятеля высоких духовных качеств и недюжинного практического ума — архимандрита Виталия (Виноградова), сумевшего насадить здесь общежительный — очень строгий, по образцу устава Коневского монастыря, — устав. За каких-нибудь пятнадцать лет, при мудром руководстве архимандрита Ви

«Вид Свято-Иоанно-Богословского монастыря с южной стороны», литография 1886 года. К этому моменту обитель была приведена в благолепный вид усилиями архимандрита Виталия (Виноградова) и благотворителя Д. И. Хлудова.

Учителя и ученики монастырской школы для крестьянских детей. Снимок сделан в начале XX века.

нищеты. На должность ее настоятеля был назначен иеромонах Иннокентий, строитель Раненбургской Петропавловской пустыни. Новый настоятель (возведенный в сан игумена) начал, согласно епархиальным предписаниям, сбор пожертвований на ремонт бедствующего монастыря. Собрано было очень немного. Денег хватило лишь на устройство двух приделов в трапезной при Успенском храме и строительство монастырской гостиницы из четырех комнат. Кроме того, тогда же пристроили крыльцо к настоятельскому корпусу и поправили совсем развалившийся скотный двор.

В столь бедственном положении застал монастырь его будущий благотворитель Д. И. Хлудов, купивший в 1859 году дачу неподалеку от Пощу-пова. Его-то заботами монастырь буквально возродился из праха, к концу XIX столетия превратившись в одну из самых благоустроенных и посещаемых обителей Рязанской епархии. Д. И. Хлудов принадлежал к разряду весьма рассудительных благотворителей. Деньги