033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 5

033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

хватчиков более не повторялось. Множество бедствий принесли монастырю набеги крымских татар (в частности, в документальных источниках встречаются упоминания о разорениях 1534 и 1572 годов). Но после каждого из разорений монастырь восстанавливался вновь на том же самом месте. Впрочем, однажды, как гласит предание, была предпринята попытка перенести обитель на новое, более безопасное, место — в село Высокое Михайловского уезда. Но этому воспротивился апостол Иоанн Богослов. Чудотворная икона его скрылась из храма и вновь объявилась на старом месте — там, где ныне стоит Иоанно-Богословский собор. После этого иноки больше не пытались никуда переселяться. Хотя спокойным их существование назвать нельзя было даже во времена относительно мирные. Так, зимой 1684 года на монастырь напали разбойники, захватившие монастырскую казну, ценную утварь и сведшие со двора обители восемь лошадей. И это бы еще не беда, но лиходеи едва не убили настоятеля монастыря архимандрита Иоасафа, ударив его по голове бердышом. Зверски избили они и казначея. Следствие началось было, но никаких результатов не дало. Злодеи остались безнаказанными, монастырское имущество пропало бесследно.

Архитектурный комплекс Иоанно-Богословского монастыря долго оставался самым незатейливым, хотя вотчины обители были весьма обширны и в хорошие годы приносили значительный доход. После очередного разорения монахи ставили заново деревянную церковь, самые простые кельи, тын. Так и жили до следующего грабежа. Лишь во второй половине XVII столетия в обители началось каменное строительство. Значение монастыря возрастало: в конце XVII века он был назван в грамоте Святейшего Патриарха третьим среди обителей Рязанской епархии. Чуть раньше у него был отнят доход, получаемый с вотчин. Царь Федор Алексеевич приказал, чтобы средства эти отчислялись на содержание недавно учрежденного Заико-носпасского училища (Славяно-греко-латинской академии). За несколько десятилетий такого «усиленного налогообложения» обитель постепенно пришла в упадок. Дело дошло до того,

что в ней не осталось иеромонахов, и настоятель архимандрит Аарон благословил священников монастырских сел по очереди совершать богослужения в монастыре. В 1716 году он обратился в связи с обнищанием обители к Петру I, и тот позволил поправить ее обветшавшие здания за счет доимоч-ных оброчных денег. Этих средств хватило на обновление церкви во имя свт. Николая (в нижнем этаже Иоан-но-Богословского собора) и ремонт башен и ограды. Также купили новые

Справа: В монастыре чтится память благоверного князя-мученика Романа Рязанского. Оба его деда погибли в битве с Батыем, а сам он принял мученическую смерть в Орде, отказавшись принять ислам. (Фрагмент росписи в монастырской церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».)

Внизу: Иоанно-Богословский собор — центр богослужебной жизни монастыря.