033. Свято-Иоанно-Богословский монастырь, страница 7ИСТОРИЯ талия и щедрой помощи Д. И. Хлудова, обитель преобразилась неузнаваемо. К началу XX века в ней было уже более ста насельников. Благолепные и продолжительные богослужения привлекали в монастырь множество паломников. Среди окрестных крестьян даже появился благочестивый обычай — раз в год, Успенским постом, говеть в Богословском монастыре. В 1867 году при обители открылось училище для крестьянских детей. Видимо, учили здесь хорошо, потому что в 1919 году именно вчерашние ученики монастырской школы не дали закрыть монастырь. 600 крестьян из Пощупова и близлежащих деревень официально приняли в свое пользование его строения. Власти, признав, что закрытие монастыря может «встретить значительные затруднения и недовольства», до поры до времени отступились. Но ограбить монастырь новые хозяева жизни все же не позабыли. Его обложили «военно-революционным налогом» в 50 тысяч рублей. Таких денег у монахов, естественно, не было, и члены сельсовета устроили «потешный аукцион», на котором распродавали имущество обители и личные вещи монахов. Серьезных средств этот аукцион, конечно, дать не мог, поэтому следует рассматривать его как своего рода пропагандистскую акцию. Распродавалось все — иконы, церковные облачения, утварь, монастырский скот, носильные вещи иноков (вплоть до нательного белья). При этом устрои тели аукциона не скупились на издевательские объявления. Но настроение большинства присутствовавших было совсем иным. Архимандрит Тихон (Преображенский), докладывая о произошедшем, писал архиепископу Рязанскому и Зарайскому Иоанну (Смирнову): «Многие зрители-боголюбцы, бывшие на позоре сем, искренно плакали, но... помочь не в силах были... Примечательно в этом случае настроение монашествующих. Спокойно, без ропота и жалоб переносили они издевательства над собой и хищение их имущества». Иноческая жизнь продолжалась в Богословском монастыре еще двенадцать лет. Ночью 31 мая 1931 года бра В 1970 году, к столетию Ленина, ворота монастыря (тогда здесь находилось училище механизации) были подобающим образом украшены. Среди прочих лозунгов читаем: «Неуклонный подъем сельского хозяйства — важнейшее условие построения коммунистического общества». тию монастыря арестовали. Все иноки были отправлены в ссылку, и дальнейшие следы их теряются. Крестьяне, современники этих событий, вспоминали: «В тридцать первом под Троицу три подводы прислали с Рыбного, с ГПУ Посадили монахов и увезли. И сгинули все». Избежал высылки в Казахстан лишь престарелый архимандрит Зоси-ма (Мусатов), его отпустили доживать свой век в родное село Ходынино. После ареста братии монастырские здания долго пустовали. Потом их приспособили под колонию для малолетних правонарушителей, а еще позже — под училище механизации. В 1970-е годы бывшая обитель перешла в ведение УВД. В 1988 году, когда Иоанно-Богословский монастырь передали Церкви, в нем царила полная разруха. «Тут все развалено, ничего не было. Было название, был документ, что передан монастырь», — рассказывал его первый наместник архимандрит Авель (Ма-кедонов). Но возрождение началось. И его было уже не остановить. Начало возрождения монастыря. Чин о Панагии.
|