002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 24

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 24

шшшя иш

Валаамская икона Божией Матери — одна из святынь обители. Ее прообразом обычно считают византийский образ Никопеи («Победотворной»), А иногда можно слышать даже об особом «валаамском стиле» иконографии. Но написавший икону иеромонах Алипий, опытный изограф, вряд ли исповедовал какой-то «особый» стиль.

ииы

жество, разнились они лишь мастерством изографов. Вкусы того времени диктовали академическую манеру исполнения, доходящую до натурализма, что сильно усложняло задачу, ибо монастырская практика требовала совсем иного,аскетического языка живописи. Одно приходило в противоречие с другим, и «живоподобный стиль» оборачивался непростой проблемой для иконописца. На Валаамской иконе Богородицы, при всем ее академизме, — ни одной лишней детали. Отсутствуют даже привычные для того времени красно-голубая опушь (окантовка) и пестрый орнамент на полях, если не считать за таковой мелко продавленных по левкасу (грунтовке) узоров.

Богородица явлена во всей полноте достоинства Царицы неба и земли. Ярко-красный мафорий ее — будто огненный столп, в центре которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец. Правая Его рука благословляет, в левой — держава, увенчанная крестом. А стопы Богоматери — босы. Удивительно сочетание царственного величия с кротким безмолвием.

Иеромонах Алипий (кстати, выпускник Академии художеств) не мог не учитывать иконографический опыт прошлого. Но Никопея как прообраз Валаамской Богоматери вызывает сомнения — кроме того, что на Валаамской иконе Богородица изображена в рост (а Никопея — икона поясного извода), существовал и более древний образ, не менее похожий, причем именно в полный рост. Это

а зык иконописи естественно подвержен изменениям (в зависимости от времени и места), но изменениям внутри единого стиля. «Особый» стиль — это и «особое» мировоззрение. А Церковь живет не преходящим и индивидуальным, а тем, что неизменно. Отстаивающие «особость» валаамской иконы ссылаются на мнимые отличия и чудотворность образа. Однако соборные постановления предписывают писать по иконописному канону, а не с чудотворных образов. Чудотворение иконы есть ее внешнее и временное, а не постоянное проявление. Сегодня, кстати, известно немало случаев мироточения икон даже типографского производства.

В конце XIX века стилистически подобных икон по всей России писалось несчетное мно-

Справа: Богородица царя Душана. Сербская икона XIV века.

Внизу: Богородица. Русская икона XVIII века.