002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 18

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

За ней уходят наверх по склону прорубленные в камне ступени к часовне Вознесения Господня (1911). Со смотровой площадки открывается один из лучших валаамских видов — на Малую Никоновскую бухту. Сама же гора по валаамской традиции называется Елеон. И церковь, и часовня выдержаны в стиле деревянных храмов Средней Руси. Колокольня и средняя глава завершены шатрами, церковь богато декорирована резьбой.

На север идет пихтовая аллея, выводящая на берег Малой Никоновской бухты. Здесь некогда была пристань, куда приплывали корабли с богомольцами. Пологий левый берег бухты спускается к воде, правый — высокая вертикальная стена. У подножия скалы в начале XX века проложили дорогу к пристани. На дороге стоит светлый поклонный крест. Крест, как и часовня, хорошо виден от входа в бухту.

СКНТ SO

аоскресенн^ }срнсто&з

В восьмистах метрах от Гефсиманского скита в окончании Главной монастырской дороги находится Воскресенский («Красный») скит. Расположенный на месте каменного креста Андрея Первозванного на вершине холма над Большой Никоновской бухтой, он издалека виден со стороны озера. В 1846 году здесь была построена деревянная часовня во имя апостола Андрея Первозванного. В 1901—06 годах на ее месте возвели двухэтажную церковь, которая стала композиционным центром скита и хорошим ориентиром для судов, идущих к Валааму с запада.

В архитектуре храма русский стиль сочетается с чертами классицизма и барокко. Нижний храм освящен во имя Святого апостола Андрея Первозванного и устроен по подобию пещеры Гроба Господня в Иерусалиме. Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Святого Гроба, где пребывало мраморное подобие Гроба Господня с подлинной частицей камня из Иерусалима.

скнт &о нм?» свитого ноэннэ предтечи

На Предтеченском острове находится одноименный скит. Монастырское предание рассказывает, что скитская жизнь здесь возникла в незапамятные времена: прежде остров назывался Монашеским (по-карельски Серничан). В 1855 году на самой высокой точке острова была устроена деревянная часовня во имя Иоанна Предтечи, а вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками на Волхове во времена давнего исхода из разоренного шведами монастыря. Одноглавый храм на каменном фундаменте с двухъярусной шатровой колокольней украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860 году игумен Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале, «пещерный» храм во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Скитские подвижники живут по очень суровому уставу, который запрещает любую скоромную пищу в течение всего года. Не только женщинам нельзя посе-

Храм Предтеченского скита.

щать Предтеченский скит, но даже и братии монастыря это возбраняется. Одним из последних скитян был схиигумен Иоанн (Алексеев), оставивший замечательную книгу — «Письма валаамского старца».

Вверху:

В окружении заснеженных сосен.

Справа: Ворота с разноцветными створами отделяют Воскресенский скит от внешнего мира.