002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 19

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 19
ПуТЕВОД И'ГЕЛ Ь

скит s.o нм^ преподобного ^лексзндрз с&нрского

возле пещеры поставили деревянный поклонный крест, все части которого были скреплены толстыми деревянными гвоздями. В 1855 году здесь возведена была церковь во имя преподобного Александра Свирского. Несколько лет назад она, к сожалению, сгорела.

На противоположном краю архипелага, на возвышающемся над Ладогой Святом острове, находится вырубленная в скале пещера, которая среди иноков почиталась как место отшельничества Сергия и Германа (во всяком случае, о том поведал посетивший остров в 1777 году Яков Мордвинов). Позже здесь подвизался преподобный Александр Свирский, основатель Свирского Свято-Троицкого монастыря, и пещеру стали связывать с его именем, а про первоначальное предание как-то забылось. Надо, однако, отметить, что на старых шведских и финских картах именно Святой остров наречен Старым Валаамом. И, кстати, это первый остров архипелага на пути с восточного берега, откуда, если верить преданию, и пришли преподобные.

Так или иначе, но этот скит был освящен во имя преподобного Александра. В память о нем в середине XVIII века на острове соорудили деревянную часовню, а

Дальняя справа:

У пещеры Александра Свирского на Святом острове.

Справа: Пещера преподобного Александра Свирского очень тесна даже для одного человека.

штш

Тяга к паломничеству и поклонению святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, проявляется и в желании видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Игумен Маврикий, побывавший в 1901 году в Иерусалиме, привез оттуда частицу Гроба Господня, и очень скоро на карте Валаама появились библейские топонимы. Воскресенский скит не только сам стал «Новым Иерусалимом», но и гора, на которой он расположен, получила имя Сионской. Лещевое озеро превратилось в Мертвое море, а протока, соединяющая его с озером Сисяярви, — в реку Иордан. Скалистая гряда на берегу Малой Никоновской бухты стала горой Елеон, а ее подножие — Гефсиманским садом, в котором были посажены пихтовые аллеи, дубовая, липовая и кленовая рощи и много кустов сирени. Монастырь с собором образуют на возвышении гору Фавор — место Преображения. Создание на Валааме «русского Иерусалима» было завершено устройством Гефсиманского скита.

План Небесного Иерусалима из книги XVI века.