002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 17

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 17

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

упросить игумена оставить его в числе братии. Постриг его (с наречением во имя Георгия) последовал после двенадцатилетнего послушания, а еще через 4 года Георгий получил священный сан. Когда он служил на Московском Валаамском подворье, то его пригласили духовником к великому князю Николаю Николаевичу, Главнокомандующему русской армии. В конце июня 1914 года великий князь в сопровождении отца Георгия побывал на Валааме и выразил желание устроить на Скитском острове скит, где 12 старцев-схимников неусыпно поминали бы воинов, погибших за Веру, Царя и Отечество. Строительство церкви велось в 1915—17 годах по проекту великого князя Петра Николаевича в стиле древних псковских и новгородских

храмов: строгое строение венчали две шлемовидные главы. Освящение церкви и скита предполагалось во имя Валаамской иконы Божией Матери. Однако, так как Валаамская икона была местночтима и до общецерковного прославления ее оставалось еще очень долго, то по завершении строительства скитский храм был освящен во имя Смоленской иконы Божией Матери. Несмотря на изменившиеся времена, отец Георгий поселился в скиту, совершал ежедневно уставные службы и поминал погибших героев. В 1919 году принял великую схиму с именем Ефрем. Памятуя о смерти, спал в гробу и выкопал для себя могилу. Но умереть ему было суждено вдали от Валаама, в Финляндии, где оказалась и икона Валаамской Божией Матери.

СКИТ SO НМ^ KOHERCKOH

нконы ложней матери

Коневский скит расположен на берегу одного из самых крупных озер Валаама — Игуменского. С 1827 года в течение семи лет на его берегу в деревянной келье подвизался будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая большая на Валааме лиственница да фундамент напоминают о пустыннике.

В 1870 году на месте прежнего своего уединения игумен Дамаскин задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви. На праздники приезжал сюда служить с находящегося рядом Порфирьевского острова схиигумен Феодор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки устроенных им сада и огорода, а остальное время славил Господа в часовне во имя преподобного Серафима Саровского.

В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов, церковь перевезли на центральную усадьбу и приспособили под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром.

Храм Коневского скита.

ГЕфСНМ^НСКНН СКИТ

Гефсиманский («Желтый») скит расположен на перекрестке двух дорог — Большой монастырской и той, что ведет к ферме. Устройство этого скита, по замыслу игумена Маврикия, завершило создание на Валааме «русского Иерусалима». В частности, скитская церковь была освящена во имя Успения Богородицы, поскольку Богородица, по преданию, погребена в Гефсиманском саду.

В комплекс Гефсиманского скита входят два небольших келейных корпуса. В 1906 году была построена часовня, которую позже расширили в Успенскую церковь.

Храм Гефсиманского скита.

»