025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 5

025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 5

ИСТОРИЯ

MM

Монастырские уставы

В эпоху Средневековья и Нового времени большинство русских монастырей создавалось по принципу «особножительных» или кели-отских. Особножительный устав предполагал, что монахов объединяет исключительно общая молитва в храме, в остальное же время каждый из них совершал собственное монашеское служение, а также самостоятельно заботился о своем существовании. Уставы общежительных монастырей подразумевали строгое послушание всей братии настоятелю и строились на принципах соборности монастырской жизни (совместная трапеза, общее имущество, послушания).

Посещение Давидовой пустыни преподобным Иосифом Волоцким. Фреска храма Всех

церковный праздник, непосредственно сопоставлялись с этим праздником. Возникает вопрос: не было ли связано строительство одного из монастырских храмов в честь святителя Николая с воспоминанием о том, что именно в день, посвященный святителю, и заложили обитель?

Согласно еще одному монастырскому преданию, вскоре после основания Давидовой пустыни, 15 августа 1515 года, обитель посетил преподобный Иосиф Волоцкий, близкий друг преподобного Давида со времен их иноческого служения в Пафнутиево-Боровском монастыре. Примечательно, что этот визит состоялся за несколько месяцев до пре

ставления Иосифа Волоцкого. Преподобный Давид пережил своего духовного друга на четырнадцать лет. Он отошел в лучший мир 19 сентября 1529 года, как об этом свидетельствует все та же запись монастырского синодика.

После кончины основателя монастыря обитель не бедствовала и даже получила определенные привилегии со стороны государственной власти. Известно, что царь Иван Грозный выдал Давидовой пустыни грамоту «на вотчины и на рыбные ловли и на всякие угодья». Грамотой также предусматривалось право суда игумена над братией и монастырскими крестьянами, помимо случаев убийства, разбоя и воровства. А боярам, воеводам,

Чюдотворца и създа обитель, и постави келии, и созва братию». Помимо этого, сохранились предания о том, что преподобный Давид посадил рядом с монастырем липовую рощу, остатки которой до сих пор показывают паломникам. Присутствует и общее для жизнеописания любого подвижника упоминание, что он был кормильцем — отцом всего окрестного населения.

Можно только догадываться, почему основатель монастыря посвятил закладываемые в нем храмы Вознесению Господню, Успению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю Мирли-кийскому. Вознесение Господне — один из важнейших православных праздников, Божия Матерь издревле воспринималась как покровительница Руси, почитание Николая Чудотворца было также очень распространено в русских землях. Однако стоит обратить внимание на то, что основание монастыря произошло в четверг, посвященный святителю Николаю. В эпоху Средневековья было принято искать во всем происходящем глубокий внутренний смысл. Многочисленные символы и знамения определяли поведение людей. С особенно пристальным вниманием относились к дням календаря. Святые, на день памяти которых приходилось рождение человека, часто становились его покровителями; успехи и неудачи, случившиеся в тот или иной

Там, за монастырскими постройками и стеной, когда-то цвела липовая роща, посаженная преподобным Давидом.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Молитва давидова
  2. Иосиф волоцкий
  3. Давыдова пустынь

Близкие к этой страницы