025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 4

025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

1515 Основание преподобным Давидом Серпуховским пустыни во имя Вознесения Господня в Хатунской волости под Москвой. Посещение пустыни преподобным Иосифом Волоцким.

1529 Преставление преподобного Давида.

1602 Составление монастырского синодика, в котором содержится краткая история обители в годы настоятельства в ней преподобного Давида.

1619 Давидову пустынь разоряет гетман Петр Сагайдачный.

1625 Восстановление пустыни по указу царя Михаила Федоровича.

1657 Обитель на десять лет приписывается

к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю.

1682 В пустыни возводится Вознесенский собор, ставший первой каменной постройкой монастыря.

1727 Обитель преподобного Давида,

бывшая в течение 15 лет приписанной к другим монастырям, снова получает самостоятельность.

1764 В ходе секуляризационных мероприятий обитель лишается всех своих земельных владений и переводится в разряд заштатных монастырей.

1792 Начало введения в пустыни общежительных принципов монашеской жизни.

1915 В связи с 400-летием со дня основания обитель переводится в разряд второклассных.

1929 Упразднение монастыря.

1992 Образование православной общины, которая получает возможность собираться для совместных молитв на территории обители.

1995 Возрождение монашеской жизни.

1997 Обретение мощей преподобного Давида Серпуховского.

2005 Убийство первого настоятеля возрожденного монастыря архимандрита Германа (Хапугина).

2006 Первый в истории обители визит предстоятеля Русской Церкви.

Церковь с 1539 по 1542 год (в 1515 году у ее кормила стоял митрополит Вар-лаам), а великие князья Московские в лице Василия III Ивановича еще не носили царского титула. Однако ставить под сомнение собственно свидетельство об основании пустыни нет особых причин — братия свято хранила память о том, когда и с кем преподобный Давид пришел на место будущей обители.

икж

Десятина — в практике Русской Церкви эпохи Средневековья административный округ епархии, прообраз современного благочиния. Десятины могли охватывать достаточно большие территории (до целого уезда). Управлялись де-сятильниками, светскими архиерейскими чиновниками, известными со второй половины XII века. Во второй половине XIV столетия десятильники образовали низшее звено церковного управления. В их обязанности входил надзор за деятельностью приходского духовенства, суд 1-й инстанции по гражданским делам между «церковными людьми», сбор церковных пошлин в казну архиерея. Следует различать десятину как административную единицу и десятину, обозначающую часть доходов (обычно натуральных) населения, которая передавалась в пользу Церкви.

Преподобный Давид со спутниками приходит на место будущей пустыни. Фреска храма Всех Святых.

Та же запись синодика свидетельствует, что монастырь был заложен в волости Хатунь. Она являлась самой южной частью Московского уезда по реке Лопасне и граничила с Серпуховским и Коломенским уездами. В начале XVI века Хатунская волость в церковном отношении составляла округ (десятину) особой митрополичьей области (Владимиро-Московской епархии). Владельцем Хатуни являлся князь Василий Стародубский: «А Хатунь была всеми волостми и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским». По нормам того времени обладатель волости должен был дать разрешение на строительство монастыря в пределах своих владений. И хотя синодик ничего об этом не сообщает, наверняка такое разрешение преподобным Давидом было получено.

О деятельности преподобного Давида в качестве настоятеля основанного им монастыря известно крайне малб. Запись синодика 1602 года лаконично сообщает лишь самое важное: «И яко-же пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя боголеп-наго Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятые Владычицы нашее Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго Ея Успение, а с трапезой постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы