025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 6ИСТОРИЯ Парсуна Ивана Грозного — так называемый «Копенгагенский портрет», хранящийся в Национальном музее Дании. дьякам и всем прочим государевым людям в случае притеснения братии грозила царская опала. В дальнейшем благосостояние обители росло, хотя монастырь никогда не был богатым. В XVII веке Давидова пустынь владела несколькими деревнями в разных уездах под Москвой, десятком пустошей, несколькими десятками крестьянских дворов, причем их количество постоянно увеличивалось. В 1664 году у монастыря появилось подворье в Москве, при одной из приходских церквей на улице Ордынке, а с 1689 года существовала и монастырская часовня возле Арбатских ворот. Но не только благоденствие знала обитель в неспокойные времена бун-ташного XVII века. Как и вся страна, пережила Давидова пустынь лихолетье Смутного времени, а потом примерила на себя его последствия. В 1619 году литовцы и удалые люди гетмана Петра Сагайдачного в числе многих храмов и монастырей Подмосковья разорили и обитель преподобного Давида. Несколько лет находилась пустынь в запустении, пока первый царь из династии Романовых, Михаил Федорович, не обратил на нее внимание и не возобновил 1 апреля 1625 года грамоту, даровавшую монастырю льготы. Считается, что преподобный Давид, как и его ближайший духовный друг Вверху: Один из самых знаменитых деятелей Русской Церкви — митрополит Московский Платон (Левшин). Иосиф Волоцкий, горячий сторонник общежительных монастырей, ввел в основанной им пустыни общежительный устав. Но в документах первой половины XVII века Давидова пустынь упоминается как «обитель-особняк», то есть келиотский или особножительный монастырь. По всей видимости, попытка преподобного Давида утвердить редкие для того времени и строгие правила, подразумевавшиеся общежительными принципами, сошли на нет после его смерти. Такое явление было характерным для монастырской практики тогдашней Руси. Выдающийся историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) писал об этом: «Общежитие как-то мало прививалось в наших монастырях. Когда преподобный Иосиф Волоколамский (в 1478 году) обходил эти монастыри, то заметил, что даже лучшие из них, основанные преподобным Сергием Радонежским и его учениками на правилах общежительных, уже клонились „к лаврскому обычаю", т. е. обычаю, по которому каждый инок живет особо, сам собою». Заметные подвижки в жизни Давидовой пустыни произошли в середине XVII столетия. 1650-е годы ознаменовались грандиозной деятельностью Патриарха Никона. Помимо глубокой церковной реформы, затронувшей весь Внизу: Такой видят Давидову пустынь птицы.
|