025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 3

025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 3

б жгшш жти, б тшш райш

Есть ряд обителей, появившихся в эпоху создания централизованного Русского государства и сохранивших более чем скудные сведения о первых десятилетиях своего прошлого. Среди них — и Давидова в честь Вознесения Господня мужская пустынь под Москвой.

■"■о второй половине XV — первой трети XVI вв. в жизни нашего I | Отечества произошли разитель-1_1 ные перемены. После нескольких столетий феодальной раздробленности, длительной изнуряющей подвластности Золотой Орде было создано централизованное Русское государство. Оно стало крупнейшей в Европе державой, единственным независимым православным государством мира. Эти грандиозные и безумно интересные события, произошедшие пятьсот лет назад, давно заволокла дымка времен. Они едва различимы, и мы, пытаясь вглядеться в них, вынуждены признать, что из глубины веков выступают лишь смутные контуры, в которых изредка можно распознать отдельные детали.

В полной мере эта особенная черта прошлого характерна и для русской церковной истории. Развитие Церкви полтысячелетия назад мы представляем довольно неплохо в целом, а вот многие частности от нас сокрыты.

Среди таких частностей — прошлое монастырей. Лишь история единичных обителей может быть воссоздана в достаточно полной мере. Не так уж много и таких, о которых можно составить хотя бы цельное представление. Историю же основной массы монастырей приходится собирать по крупицам, довольствуясь отдельными и зачастую оторванными друг от друга на многие годы фактами. Давидова пустынь относится к их числу.

Согласно записи в монастырском синодике 1602 года, пустынь основана преподобным Давидом Серпуховским 31 мая (по старому стилю) 1515 года. В 1515 году этот день выпал на четверг и пришелся на первую (Троицкую) неделю по празднику Пятидесятницы. 31 мая Православная Церковь издревле вспоминает апостола от семидесяти Ерма, а также мучеников Ермия и Философа. Помимо того, сам день четверга в церковной традиции посвящен прославлению апостолов и святителя

Такой была Давидова пустынь в 1886 году. Литография М. Никитина.

Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Запись синодика Давидовой пустыни свидетельствует: «В лета 7023 (от сотворения мира, а от P. X. — 1515) при державе царства Ро-сийскаго государя и великаго князя Василия Иоанновича Московскаго и всея Руси при священном архиепископе Иасафе, митрополите Московском и всея Руси, прииде в сию пустынь старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи майя в 31 день...»

Кроме этой записи синодика, иных свидетельств об основании Давидовой пустыни до нашего времени не дошло. Между тем, сама запись, составленная через восемьдесят с лишним лет после упоминаемого в ней события, грешит неточностями. Так, митрополит Иоа-саф на самом деле возглавлял Русскую