054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 7

054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

кровский, — представляет собой единственный и драгоценный иконописный сборник XVII века... памятник тем более ценный, что он представляет собою произведение не одного лица, а многих художников и иконописцев, с разными задатками художественного вкуса, знания и образования».

Вся эта огромная работа проводилась в сложное для монастыря время государственных преобразований Петра I, когда прежние послабления и льготы остались в прошлом. Заботясь о военной мощи государства, царь особое внимание уделял строительству флота. С монастыря неоднократно взимались деньги «на корабельное строение».

Устав монастырской жизни того времени — богослужебной и бытовой — отражен в «Кормовой книге». С особым торжеством предписывалось праздновать память преподобного Антония, Сийского чудотворца. На

План Антониево-Сийского монастыря 1797 года.

Дальняя справа: Покров на раку преподобного Антония Сийского. Вклад Патриарха Филарета, 1628 год.

Справа: Грамота 1692 года о даровании Антониево-Сийскому монастырю архимандрии.

епископии игумен Феодосий стал ближайшим помощником архиепископа Афанасия. Он положил начало традиции ежегодных крестных ходов к Святому озеру, возрожденной в новейшее время. В Сийской обители игумен Феодосий почитается как местночтимый святой.

Духовные и культурные заветы преподобного Феодосия воспринял его постриженник Никодим (Мамонтов) — первый в истории Сийского монастыря архимандрит. Сохранившийся перечень книг, оставленных архимандритом Никодимом, свидетельствует о широте его интересов и многосторонней образованности. Здесь новейшие для той эпохи богословские переводные сочинения, книги по истории, словари, тексты учебного характера (например, «Книга цифирь — счетная мудрость»), беллетристика (в частности, басни Эзопа). Архимандрит Никодим создал уникальный памятник русского искусства — «Подлинник в лицах... указы о иконном письме», — представляющий собой сборник про-рисей бумажных переводов с разных икон. Этими прорисями пользовались в своей иконописной практике мастера Сийского монастыря. Архимандрит Никодим старался систематизировать разрозненные листы этого обширного

иконографического материала, собранного в разных местах и в разное время. Тем самым Сийский подлинник отличается от других подобных собраний — например, от Строгановского, где иконографический материал расположен в календарном порядке. Здесь же составитель выдвинул на первый план мастеров, чтобы дать представление об особенностях их творчества. В итоге этот труд знакомит нас с общим характером русской иконографии XVII века, и иконографии северной, в частности. «Сийский подлинник, — отмечает Н.В. По

сшскшо.