054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 5

054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

Особенно крупные царские пожертвования потекли в обитель после смерти царевича Ивана: отец замаливал грех убийства сына, глубоко чтившего преподобного Антония. При этом самодержец велел петь за убиенного царевича панихиду и обедню служить со-борно. «За сына своего» Иван Грозный освободил монастырь от поземельных

налогов в царскую казну и дал грамоту, освобождавшую игумена и братию от суда; эту прерогативу царь оставил себе «или кому он повелит».

15 июля 1593 года монастырь постигло несчастье: он сгорел дотла. Пожары в обители случались часто, но на этот раз было уничтожено абсолютно все: церкви, кельи, иконы, книги, имущество и жалованные грамоты. Деятельный и умный игумен Питирим недолго предавался печали. Он отправил государю Федору Иоанновичу челобитную с просьбой восстановить монастырские льготы, прописанные в сгоревших грамотах. Царь удовлетворил просьбу, и обитель постепенно поднялась из пепла.

После кончины игумена Питирима в 1597 году на его место был избран иеродиакон Иона, из монастырской братии. В первые годы его игуменства произошло событие, имевшее огром

ное значение не только для Сийского монастыря, но и для всей России: в 1601 году по указу царя Бориса Годунова сюда был сослан боярин Федор Никитич Романов — будущий Патриарх Московский и всея Руси. Романов, приходясь двоюродным братом почившему царю Федору, имел больше, чем Годунов, прав на трон, поэтому в гла-

Вверху слева: Крестьяне изгоняют Антония с монахами. Миниатюра из рукописи 1648 года.

Вверху справа: Преподобный Антоний перед смертью диктует духовное завещание. Миниатюра из рукописи 1648 года.

зах последнего являлся опаснейшим соперником. Чтобы навсегда избавиться от столь грозного противника, царь Борис распорядился постричь его в монахи. Нарекли боярина Филаретом. Около шести лет он прожил в обители практически на положении невольника. После смерти Бориса Годунова, завладевший московским престолом Лжедмитрий I распорядился освободить инока Филарета из заточения и вернуть в Москву, где вскоре Священный Собор возвел его в сан митрополита Ростовского.

Симпатией самозванца к бывшему узнику обители поспешил воспользоваться игумен Сийской обители Иона. Он отправил челобитную на имя государя Димитрия Иоанновича, под именем которого воцарился самозванец, прося подтвердить прежние льготы монастырю и испрашивая новых милостей. Желая показать, что «сын» во

всем наследует «отцу», то есть Ивану Грозному, Лжедмитрий I исполнил эту просьбу. В частности, грамотой от 14 сентября 1605 года монастырю было позволено возить в Вологду на продажу не десять тысяч пудов соли и не единожды в год, как прежде, а два раза по восемь тысяч пудов, обратно же на освободившихся дощаниках беспошлинно доставлять из Вологды в Архангельск хлеб.

После своего избрания в 1619 году Патриархом Филарет не забыл игумена Иону, некогда облегчавшего ему жизнь в заточении. Помимо содействия в заботе о монастыре, Патриарх назначил сийского игумена наместником в патриаршей десятине, включавшей в себя церкви и монастыри крупных центров края: Архангельска, Холмогор, Мезени, Кевролы. Ионе было поручено собирать там различные церковные пошлины и отсылать их в Москву. С похожим