054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 6

054. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

ШШШ

«Русь святая» и «Русь державная»

Как было в костеневшей Византии последних веков, в Московском Царстве — святость, дыхание Духа, «который дышит, где хочет», уходит постепенно в леса, на окраины, на «периферию». Это эпоха северных подвижников, в борьбе с дикой и немилостивой природой обретавших внутреннюю свободу, — свв. Александр Свирский, Корнилий Комельский, Макарий Каля-зинский, Савватий, Зосима, Герман Соловецкий, Антоний Сийский, Нил Столобен-

ский. Этот список имен можно было бы продолжить. Святость не оскудевает, «Святая Русь» продолжает расти параллельно с Русью «великодержавной». Только смешивать их не следует. Не умирает и настоящая жажда святости. Может быть, именно тогда, в эпоху огрубения, понижения нравственного уровня, отрыва внешнего благочестия и благолепия от их нравственного и богословского вдохновения, единственным ощутимым идеалом всего общества

становится одна абсолютная святость. В мире можно поддержать, охранить, зафиксировать христианское обличие, но так очевидно, что «мир во зле лежит» — и само его христианское «обличие», все это благолепие быта, обряда, формы, в конечном итоге исполнено одного призыва: к совершенному уходу, к какой-то запредельной свободе, к исканию нового неба и новой земли, в которых живет правда. Тогда, в эпоху этого государственного «тягла», зафикси

рованного быта, статической, тяжелой «сакральности», созревает в России тип странника, бродяги, вечного искателя Духа и правды, свободного свободой полного отрешения, но в ней обретающего единство с людьми и природой. За Русью парадной, самодовольной, бытовой рождается другая — безбытная, «легкая», вся озаренная видением иного идеального мира: любовного, справедливого, радостного.

Протопресвитер Александр Шмеман.

Исторический путь Православия

Преподобные Сергий Радонежский и Антоний Сийский. Икона XVII века.

поручением к нему обратился и новгородский архиерей, доверив игумену Ионе сбор епархиальной дани. Таким образом, Сийский монастырь стал

управителем края в духовных делах. В то же время ему приходилось решать и общегосударственные задачи: во время войны России с Польшей

в 1632—1634 годах монастырь выделял из своей казны большие суммы на нужды армии.

Игумен Иона скончался в 1634 году. За два года до смерти он постриг в монахи будущего игумена Сийской обители Феодосия, истинного духовного последователя преподобного Антония. Игуменство отца Феодосия продолжалось с некоторыми перерывами почти полвека, с 1644 по 1688 год. Строгий подвижник, он поднял духовную жизнь в обители на должную высоту. При его непосредственном участии в Сийском монастыре была создана своеобразная школа книгописания и иконописи, значительно пополнена библиотека. В нем несколько лет трудился известный «иконник», житель Сольвычегодского посада Василий Кондаков. Он писал иконы не только для монастыря, но и для преподнесения Патриарху, знатным боярам, игуменам иных обителей. Имя этого мастера вошло в историю древнерусского искусства.

При игумене Феодосии возросло значение монастыря как духовно-пра-вительственного органа края. В 1676 году казначей монастыря Паисий был избран на должность патриаршего казначея, а с учреждением в 1682 году Архангельской и Холмогорской архи-