025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 20

025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 20

о W

т

четыре столетия 1

Первое упоминание преподобного Давида как чудотворца относится к 1657 году. В более поздние времена чудеса от его мощей продолжались. Происходят они и сейчас.

письменного свидетельства о них. Вот что он пишет: «По рассказам некоторых местных старожилов, в окрестностях пустыни были исцеления и в не очень давнее время, но при неимении записей точного означения времени и лиц, над которыми они совершились, невозможно ничего сказать с достоверностью». Однако среди монахов память о чудесах, произошедших от мощей преподобного Давида, сохранялась. И большой заслугой автора, не утратившей своей значимости и сейчас, явилась запись устных свидетельств. Более того, благодаря И. Токмакову, мы знаем имена тех иноков, кто донес сведения о чудесах, происходившие от мощей преподобного. Именно токма-ковские записи впоследствии неоднократно воспроизводились в литературе, именно они, в первую очередь, рисуют образ преподобного Давида Серпуховского-чудотворца. Вот некоторые факты.

«Иеромонах Никон, живущий в пустыни более сорока лет, сообщил нам, что слышал от стариков о крестике, повешенном на венце гробницы преподобного каким-то знатным лицом в воспоминание исцеления, но крестика уже не застал. Не будет излишним поместить [запись] из устных сказаний старца иеросхимонаха Иоанна, живущего в обители более сорока лет, о следующих явлениях и исцелениях преподобным отцом нашим священноигу-меном Давидом, о коих иеросхимонах Иоанн, будучи чередным иеромонахом, слышал от самих исцелившихся.

1. Серпуховской купчихе, помнится Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.

2. Еще в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой ду-

Несмотря на то, что почитание преподобного Давида Серпуховского с течением времени только усиливалось и во второй половине XIX столетия уже широко распространилось за пределами пустыни, посмертные чудеса его были известны мало. И дело вовсе не в том, что их насчитывалось весьма незначительное число или не существовало вовсе, — уже в середине XVII века преподобный упоминался как чудотворец. Просто чу-дотворения поначалу не записывались. Когда И. Токмаков в конце XIX века готовил описание Давидовой пустыни, ему не удалось обнаружить ни одного

Непрестанно молятся за живых и мертвых у мощей чудотворца Давида Серпуховского.

Изображение основателя Давидовой пустыни над главными въездными воротами монастыря.