025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 10

025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 10

«srfl mmmwm цжт лнгелФБ»

В конце XIX века составитель исторического описания Давидовой пустыни И. Токмаков заметил: «Великую трудность представляет исследование происхождения и деятельности представителей святоотеческой жизни нашей Православной Церкви!» Это наблюдение в полной мере относится к личности основателя Давидовой пустыни — преподобного Давида Серпуховского.

Ж сновная масса сведений о жизни 1% преподобного Давида — это пре-%1дания, причем зафиксированные W письменно довольно поздно, начиная лишь с XIX века. Отсутствие письменных свидетельств о святом привело к тому, что еще в начале XIX столетия изучение его биографии (а равно и древнейшей истории монастыря) было затруднено. Так, А. Щекатов, составитель «Словаря географического Рос

сийского государства», выходившего в 1800-е годы, ничего не знал о времени основания пустыни и ее основателе. Он писал: «Давидова заштатная пустынь Московской епархии, состоящая на своем содержании, Московской губернии в Серпуховском уезде, от города в 23 верстах расстоянием, когда и кем основана — неизвестно...»

Более близкие ко времени трудов и духовных подвигов преподобного Дави

да, но отрывочные сведения содержатся в некоторых синодиках, в том числе синодике Давидовой пустыни 1602 года, и отдельных святцах. Согласно одним сведениям, преподобный Давид (в миру Даниил) происходил из знатного рода Мамыревых и до принятия монашеского пострига служил дьяком при дворе великого князя Московского Василия III. Согласно другим, преподобный в миру был князем Даниилом Ивановичем Вяземским. Исследователи XIX века относились ко всем этим преданиям критически. И действительно, невозможно считать достоверным утверждение о соответствии преподобного Давида, основавшего пустынь в 1515 году после долгих лет монашеского служения, с дьяком великого князя Василия III Данилой Киприановым Мамыревым, который был жив еще в январе 1529 года, имел жену и детей и, насколько известно, не принимал даже предсмертного монашеского пострига. Родословные росписи князей Вяземских также не содержат даже глухого намека на то, что кто-либо из их

Икона основателя пустыни преподобного Давида. XIX век.

тгшдон

Тропарь преподобному Давиду Серпуховскому

Вознёслся есй смирением своим над миром, отче преподобие, / доб-родётельми победи злокбзненного врага, / чистотою жития просияв, яко солнце второе, / многие люди ко спасению приводя. / Тем же моли Христа Бога, преподобие отче наш Давиде, / даровати нам мир и вёлию милость / и спасение душам нашим.