025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 11

025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 11

подвижники

рода мог стать преподобным Давидом Серпуховским. Более того, до 1492 года Вяземские вовсе проживали в пределах Великого княжества Литовского. Тем не менее, заслуживает внимания устойчивое отождествление в преданиях преподобного Давида с представителями русской знати рубежа XV—XVI веков, что может расцениваться как отголосок его действительной принадлежности к верхам общества того времени.

Считается, что преподобный Давид уже в молодости решил отречься от мира и пришел в знаменитый Пафну-тиев Боровский монастырь, воздвигнутый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Там он принял постриг от основателя обители преподобного Пафнутия. Если это предание достоверно, то следует исключить отождествление преподобного Давида и с дьяком Даниилом Мамыревым, и с князем Даниилом Вяземским, поскольку преподобный Пафнутий умер в 1477 году. Следовательно, и преподобный Давид попал в Боровский монастырь не позднее этого года. При постриге будущий святой был наречен в честь преподобного Давида Солунского. Церковное предание свидетельствует об этом

Вверху слева: Фрагмент русской иконы с изображением Давида Солунского. XVI век.

Вверху справа: Сень над ракой с мощами преподобного Давида Серпуховского.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ

ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ,

адаш» Ц» Ниш ят*

KpsTKlfl иоторичеоМй о'

■ъ риоуввамн.

Къ 400-ntTlw ей сущеетвовашя. (1515—1915 г г.)

византийском угоднике V—VI веков, почитание которого не было особенно распространено на Руси, что он подвизался в монастыре святых мучеников Феодора и Меркурия в северной части Солуни (современные Фессалоники). Там преподобный Давид Солунский, желавший, чтобы Господь даровал ему разум и смирение, три года предавался аскезе на миндальном дереве. Подвиг святого отразился в иконографии — святого часто изображают в кроне дерева. Затем еще около семидесяти лет он провел в келии. Подвижническая жизнь преподобного стяжала ему от Бога дар чудотворений, исцеления больных и изгнания бесов.

По преданию, именно в Боровском монастыре преподобный Давид сблизился с другим учеником и постри-женником Пафнутия — преподобным Иосифом Волоцким, будущим основателем монастыря под Волоколамском и знаменитым русским публицистом. Если дружба иноков зародилась

Титульный лист исторического очерка, выпущенного в год празднования 400-Давидовой пустыни.