002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 8

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 8

mm и г8рш ешшш

Подлинные сведения об основателях Валаамской обители скудны. Во времена вражеских нашествий монастырь неоднократно опустошался, иноческое служение прерывалось на долгие десятилетия, была разграблена и сожжена богатейшая библиотека. Очевидно, тогда и было утрачено первоначальное Житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Ш/ничтожение первых Ш валаамских докумен-(Э тов создало трудности в датировке древних событий. Сведения о начале монастырской жизни на Валааме приходится изыскивать в различных разрозненных источниках, зачастую противоречащих друг другу. Например, принято считать, что преподобные Сергий и Герман были греческими священноиноками, желавшими просветить Север светом Евангелия. Однако известно и местное предание, ничем, впрочем, не подтвержденное, которое называет Сергия одним из учеников апостола Андрея Первозванного. Согласно этой версии, Сергий с новгородскими людьми посетил остров, где крестил язычников и среди них некоего Мунга, получившего в крещении имя Герман.

8

Тропарь преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы явистеся преподобнии, мир и вся яже в нем яко не сущая преоби-девше любве ради Христовы, и в морский остров всели-стеся, и трудолюбно в нем противу невидимых врагов кознем подвизастеся постом, бдением же и всенощным стоянием плоти своя духу мудре повинули есте: сего ради от вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте. И ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся всеблаженнии отцы Сергие и Германе, сохранитеся в мире и спастися душам нашим.

утверждать лишь, что монастырская жизнь на Валааме велась уже в 960 году, ибо в рукописи жития Авраамия Ростовского сообщается об игумене Феоктисте, именно тогда бывшем настоятелем обители.

Редчайший документ той неспокойной эпохи, в котором упоминаются и преподобные Сергий с Германом, — древний синодик Валаамской обители, хранившийся в староладожском Васильевском монастыре. В этом синодике имена преподобных значатся в списке валаамских игуменов. А вот об обретении мощей преподобных и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163—64 годах сообщают древние новгородские летописи. Тогда же состоялось местное прославление преподобных в пределах Новгородской епархии. Свидетельством церковного почитания является их наличие в Соборе новгородских святых.

Первоначальным местом подвигов преподобных Сергия и Германа называется Святой остров. Да и в старинном шведском атласе именно Святой остров именуется Vanho Valamo (Старый Валаам) — там на этом острове указан крест.

Известно описание Святого острова, каким он был в XVIII веке. Пристать к нему можно было лишь с западной стороны, где на берегу стоял деревянный крест. Сразу за крестом начинался весьма крутой подъем в гору. На полпути к вершине, прямо перед пещерой, где жили преподобные, находилась деревянная часовня, тогда еще недавно поставленная, с образами в ней. Пройти в пещеру из-за тесноты прохода получалось,

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы. Икона из обители.

Абсолютно точно можно