002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 5

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

ских строений (пятиглавый собор, окруженный четырехугольником монастырских построек). Спустя восемь лет монастырь преобразился. В полутора верстах от него устроился скит: шесть небольших кирпичных келий и церковка. За семь последующих лет освящаются еще четыре церкви (одна из них — Преображенский собор), а в 1793 году при обители учредили епархиальную больницу на пять человек персонала.

Слава о добродетельной и подвижнической жизни валаамских иноков начала собирать в обители значительное братство. К 1796 году здесь обреталось уже 55 монахов. Сменивший вернувшегося в Саровскую пустынь игумена Назария отец Иннокентий первым делом довел до конца все работы по плану своего предшественника. А затем испросил дозволения епархиального начальства на дальнейшие труды по благоустрое-нию обители. Над Святыми вратами была построена и 29 июня 1809 года освящена надвратная церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. Также по прошению отца Иннокентия возвели больницу для престарелой и немощной братии, и в ней 30 июня 1814 года освятили церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На месте, где почивают под спудом святые мощи преподобных Сергия и Германа, в 1823 году соорудили серебряную раку.

Строительство теперь велось из кирпича, деревянных зданий в обители не осталось.

Слава о монастыре распространилась не только по России, но и далеко за ее пределами. Приезжали сюда даже с Афона, и многие отдавали предпочтение Валааму перед афонскими монастырями по внутренней духовной организации.

Целая эпоха в жизни монастыря — время правления игумена Дамаскина (Кононова). При настоятеле, справедливо называемом строителем Валаама, появились многие часовни, храмы и хозяйственные здания.

Игумен Ионафан, сменивший Дамаскина, продолжил его дело. Главным итогом его строительной деятельно-

ЩШШр.. яВю'-

Ьнкг tjUM. мЯЛыявр

Ямь^ДИ*^ iffisHB

Портрет Петра I, созданный Михаилом Ломоносовым.

Портрет Петра I, созданный Михаилом Ломоносовым.

сти стал возведенный вчерне Спасо-Преображенский собор с колокольней. Освящение закладного камня собора состоялось 30 июня 1887 года, но завершен он был уже следующим игуменом — Гавриилом, при котором численность братии умножилась с четырехсот до тысячи человек. А при игумене Маврикии, к 1911 году, устройством Гефсиманского скита завершилось создание на Валааме «русского Иерусалима», по масштабу сравнимого только с Новым Иерусалимом Патриарха Никона. В следующем году указом императора Николая II игуменам Валаамского монастыря была предоставлена привилегия совершать богослужения в митре.

В результате октябрьского переворота 1917 года Финляндия получила независимость, и Валаам оказался

mm

Архимандрия — значительная часть благочиния с одним крупным монастырем и несколькими помельче (включая приходские церкви, часовни и хозяйственные постройки). Управляется архимандритом. Архимандритом, по преданию, впервые стали называть Симеона Столпника, ибо желающие подвизаться под его руководством сделали вокруг его столпа ограду из камней (с греческого «архимандрит» — архп + (Jav6pa — переводится как «главный над оградой»), С V века в Греческой Церкви архимандритами именовали начальников монастырей, позже — игуменов важнейших монастырей (в качестве почетного титула). В этом значении титул «архимандрит» перешел на Русь, где, возможно, первоначально давался лишь одному игумену в епархии. Первый архимандрит на Руси — игумен Киево-Печерского монастыря Поликарп, которого величали «игумен архимандрит». С XIII века титул архимандрита употребляется самостоятельно. Он соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве и является высшей наградой духовенства монашествующего.

Столп, на котором совершал свой подвиг

к