047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 7

047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 7

ИСТОРИЯ

Справа: 1980-е годы. В Спасо-Преображенском монастыре базируется учебный полк связи.

Справа внизу: Реставрация куполов Спасо-Преображенского собора. Фотография 1998 года.

со Святой Горы Афон икону Божией Матери «Скоропослушница». Пресвятая Богородица помогла впавшему в оскудение древнему монастырю — на протяжении 1880-х годов почти все обветшавшие постройки удалось поправить. В 1891 году было возведено последнее дореволюционное здание монастыря — трехэтажный братский корпус.

А вскоре грянул 1917 год. Конфликты с большевиками начались сразу же после захвата ими власти. По обнародовании Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (принят 20 января 1918 года) с резкой критикой этого документа выступил епископ Муромский Митрофан (Загорский), имевший своей резиденцией Спасо-Преображенский монастырь. Реакция не замедлила себя ждать — вскоре последовали большевистские обыски. 8 июля 1918 года в Муроме вспыхнул антибольшевистский мятеж— большевики из города бежали. Но уже на следующий день мятеж был подавлен.

Чекисты объявили, что нити заговора тянутся к Спасской обители. Улики были налицо: возглавивший антибольшевистское восстание подполковник Н. Сахаров приходился родственником владыке Митрофану, а перед выступлением получил его благословение.

На монастырь обрушились репрессии — епископа Митрофана на полгода заключили в тюрьму. В феврале 1919 года его выслали в Рязань, где он вскоре скончался. Обитель закрыли — более того, есть сведения, что на ее территории некоторое время располагался концлагерь (распоряжение о создании таких концлагерей в Муроме, Арзамасе и Свияжске подписал в сентябре 1918 года Л. Троцкий).

В советские годы Спасо-Преобра-женский монастырь сполна испытал на себе все прелести богоборческой власти. В 1930-е годы его отдали военым; последним «квартирантом» на территории обители был учебный полк связи

(с 1975 по 1994 год). Военные нанесли монастырю страшные раны. Реставрацией особенно никто не озабочивался — это было связано еще и с тем, что Муром с его «оборонными» предприятиями являлся «закрытым» городом

и красить «фасады» для иностранцев в нем не было нужды.

Лишь в 1995 году здесь возобновилась монашеская жизнь. Официально здания обители были переданы Церкви в самом начале 1996 года.