047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 10«ащу ш якодд шннтирь>С 2008 года в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти двух удивительных русских святых — благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. ТГШГИРН Тропарь святым благоверным князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8 Яко благочестйваго корене пре-честная отрасль был есй, добре во благочестии пожйв, блажен не Петре, тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, в мйре Богу угодйвше и преподобных житию сподобистеся. С нймиже молйте-ся Господеви сохранйти без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем. Памятник святым Петру и Февронии у стен Спасо-Преображенского монастыря. стен Спасо-Преображенского монастыря воздвигнут памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, чья совместная жизнь считается православным идеалом супружества. И такое соседство не случайно — в Спасской обители, согласно преданию, принял монашеский постриг князь Петр (в иночестве Давид). По поводу исторической идентификации святых Петра и Февронии существует несколько версий. Самая распространенная из них отождествляет Петра с князем Давидом Юрьевичем, княжившим в Муроме с 1204 по 1228 год. Петр и Феврония были канонизированы на Соборе 1547 года — к этому событию инок Ермолай Еразм (ав тор упоминавшейся нами «Повести о святителе Василии») подготовил их житие. Основывался он при этом на источниках XV века. Полное название жития таково: «Повесть от жития святых новых чюдотворец Муромских благовернаго и преподобнаго и досто-хвалнаго князя Петра, нареченнаго во иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя княгини Февронии, нареченныя во иноческом чину Ефросинии». В филологической литературе этот текст именуют «Повестью о Петре и Февронии», отталкиваясь от жанрового определения, данного автором. И в такой «транскрипции» есть свой резон — если это и житие, то житие очень необычное. Оно довольно сильно отличается от других жизнеописаний святых — во-первых, обилием бытовых подробностей (при отсутствии каких-то исторических реалий); во-вторых, наличием явных фольклорно-сказочных мотивов. Среди последних выделяется сюжет «Агрикова меча». Повесть начинается
|