047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 4

047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

1096 Первое летописное упоминание

о Муромском Спасском монастыре.

1515 К этому году относится самая ранняя запись монастырской Вкладной книги 1691 года.

1 552 Посещение обители царем Иваном Грозным во время военного похода на Казань. Царь дает обет возвести в Муроме каменные храмы в случае победы над татарами. Спасо-Преображенский собор монастыря появился во исполнение этого обета.

1609 В Муроме бесчинствует польско-литовский отряд А. Крупки.

1615 Разорение обители людьми пана А.Лисовского.

1666 Архимандрит Антоний, противившийся Никоновой реформе, привлечен к суду на Большом Московском Соборе и отправлен в ссылку в Кирилло-Белозер-ский монастырь.

1691 На средства митрополита Сарского и Подонского Варсонофия производится постройка новой каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

1725 Монастырь приписывают к Рязанскому архиерейскому дому. В нем открывается «школа для учения священнических детей».

1757 Возведение каменной колокольни.

1806 Под руководством архимандрита Вениамина в обители начинаются активные строительные работы.

1878 Архимандрит Антоний привозит

в Спасский монастырь со Святой Горы Афон икону Божией Матери «Скоропо-слушница».

1880-е Ремонт и восстановление обветшавших построек обители.

1918 Антисоветский мятеж в Муроме.

1919 После судебной расправы над епископом Муромским Митрофаном большевики официально закрывают монастырь.

1930*6 Территория обители переходит в руки военных.

1995 Первое после закрытия богослужение в Спасо-Преображенском монастыре. Возрождение монашеской жизни.

1996 Монастырь возвращен Церкви.

200 3 В Спасской обители открыто Муромское духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена.

Вверху: Собор Муромских святых.

Слева: Князья Борис и Гпсб на конях. Икона второй половины XIV века из собрания Третьяковской галереи.

как раз и относится к одному из эпизодов междоусобной борьбы. На протяжении всего XI века Русь дробилась, впадая в нескончаемую череду внутренних войн, — уже в 1054 году Муром перешел в подчинение к Чернигову, а спустя сорок лет, в 1095 году, в город пришел курский князь Изяслав Владимирович, сын Владимира Мономаха. Его крестный отец черниговский князь Олег Святославич, владелец этой вотчины, не потерпел такого оскорбления, и в 1096 году под стенами Мурома разыгралось сражение, в ходе которого князь Изяслав был убит. Похоронили его, как гласит летопись, «в монастыре святого Спаса» (позже прах князя перенесли в Новгород).

Следующие три века существования обители скрыты от нас. Почти наверняка монастырь сильно пострадал во время первых татарских рейдов на Русь — в 1239 году татары сожгли Муром дотла. Надо думать, что не обходили обитель стороной и продолжавшиеся под татарским игом княжеские междоусо-

Космодемьянская церковь, возведенная в 1556—64 годах на месте ставки Ивана Грозного в Муроме, была единственным в городе шатровым храмом — в 1878 году 12-метровый 32-гранный шатер обрушился.

Восстанавливать его не стали.

бицы. Известно, что сын Александра Невского Андрей, сидевший в Город-це, дважды в конце XIII века приводил в Муром татарские отряды, в результате чего город на полвека, до 1351 года, вообще обезлюдел. В 1393 году он перешел — и уже навсегда — под власть московского князя.

Любопытные данные о Спасском монастыре содержатся в монастырской Вкладной книге, датируемой 1691 годом. Первая запись в ней относится к 1515 году; в ней зафиксирован вклад муромского боярина Кравкова. Кстати, и сама книга была даром представителя того же семейства, о чем свидетельствует пометка на первом листе: «Лета 7199 (1691) сентября 1 дни сии тетради в переплет дал вкладу в Спасов Преображенский монастырь, что в Муроме