058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 24святыни Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери на месте ее обретения. Казань, 2008 год. и огненно пресветлые лучи, так что ей казалось, будто эти сияющие от Иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от Образа, сказавший девице: "Если не поведаешь о словах Моих, и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей"». Услышав о новом видении, устрашенная мать Матроны, взяв с собой девочку, пошла к городским властям и архиерею, но те, как и она сама раньше, не придали значения сну ребенка. Тогда женщина с дочерью отправилась на указанное место и принялась копать землю возле печи. Но лишь когда за дело взялась сама Матрона, икона, завернутая «в рукав однорядки вишневого сукна», была обнаружена — примерно на метровой глубине. Это случилось 8 июля (по старому стилю). Великая радость охватила народ, быстро собравшийся вокруг девочки. Явился архиерей с клиром и воеводы, зазвонили колокола в храмах. Обретенный образ с подобающей торжественностью перенесли в церковь Николы Тульского. Чудотворения от Казанской иконы Божией Матери стали происходить сразу же — уже во время ее перенесения в храм прозрели слепцы Иосиф и Никита. В дальнейшем чудотворения продолжились. Точный список иконы послали царю Ивану Грозному. Пораженный самодержец в том же году повелел открыть в Казани Богородицкий монастырь и возвести в нем — для хранения иконы — собор. Первыми инокинями этой обители были, по преданию, Матрона Онучина, принявшая в монашестве имя Марфа и позже поставленная игуменьей монастыря, и ее мать. С тех пор Казанская икона Божией Матери неизменно выступала защитницей русской земли в годину испытаний и не однажды спасала ее. На Руси она была окружена великим почитанием. Особенно это почитание возросло по завершении русской Смуты. В 1610 году, после признания боярским правительством («Семибоярщиной») польского королевича Владислава русским царем, польские войска заняли Москву. Выручать столицу отправилось так называемое «первое ополчение» («ляпу-новское»). Входивший в это ополчение казанский отряд принес с собой список Казанской иконы Божией Матери. Когда миссия ополчения окончилась неудачей, список этот был отправлен обратно, но в Ярославле его «остановил» князь Пожарский, наслышанный о чудесах, происходящих от Казанской иконы. Вместе со вторым ополчением Минина и Пожарского список вновь отправился в Москву. В течение трех дней, предшествовавших решающей битве, русское войско постилось и молилось перед чудотворным образом. 22 октября (по старому стилю) 1612 года ополченцы приступом взяли Китай-город. 25 октября русские воины торжественно вошли в Кремль, сданный капитулировавшими поляками. Князь Дмитрий Пожарский шествовал впереди, держа в руках Казанскую икону Божией Матери. Для этого списка на Красной площади специально выстроили Казанский храм (уничтоженный в советские годы и ныне восстановленный). Глубоко чтил чудотворный Казанский образ Петр I. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, его список находился в стане русской армии, разбитом под Харьковом. Царь долго молился пред иконой Божией Матери, а затем повелел пронести образ пред полками. Во время самой Полтавской битвы икона была рядом с ним, на поле боя. Появление еще одного знаменитого («петербургского») списка Казанской иконы Божией Матери тоже связано с именем первого русского императора. В 1812 году — перед тем как принять управление отступающими русскими войсками — горячие молитвы к Пресвятой Богородице возносил перед Ее Казанским образом Михаил Илларионович Кутузов. И его молитва была услышана — вскоре русские погнали |