058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 22

058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 22

яшнндя в mm

Главной святыней Площанской пустыни до революции являлся чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, переданный иеромонаху Прокопию царем Михаилом Федоровичем при возобновлении обители у Площанского озера. В годы Великой Отечественной войны этот образ был, к сожалению, утерян. Но святынями, тем не менее, возрожденный в новейшее время монастырь не оскудел.

То, что царь Михаил Федорович пожаловал пришедшему в Москву в 1620 году иеромонаху Прокопию, список именно Казанской иконы Божией Матери, было ярким знаком благоволения самодержца к возобновляемому монастырю. Эта икона почиталась в семье Романовых как величайшая святыня — к тому времени еще не прошло и восьми лет, как осененные Казанской иконой русские войска освободили Москву от иноземных оккупантов. После этого русская Смута стала утихать, а уже на следующий год юного Михаила Романова русский народ избрал своим новым царем.

Само же явление Казанской иконы Божией Матери произошло при обстоятельствах необыкновенных. Подробности этого события запечатлел в своей «Повести о явлении чудотвор-

Вверху слева: Эта Казанская икона Божией Матери, спасенная одним из иноков Площанской пустыни в советские годы, ныне является главной святыней обители. Написана она была, судя по подписи на полях, монахом Савватием в 1858 году.

Вверху справа: Икона Всемилостивого Спаса, переданная царем Михаилом Федоровичем иеромонаху Прокопию, была утрачена после закрытия Площанской пустыни в 1920-е годы.

ной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде, составленной смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594)» будущий Патриарх священно-мученик Ермоген, зверски умерщвленный в Москве в 1612 году. Он, в ту пору

священник казанской церкви Николы Тульского, был непосредственным свидетелем и одним из главных участников обретения чудотворного образа.

Шел 1579 год. Двадцать семь лет назад Иван Грозный взял Казань, присоединив Казанское ханство к Руси. Уже в 1555 году, с возведением святителя Гурия в сан архиепископа Казанского и Свияжского, была учреждена Казанская епархия. Постепенно происходило обращение магометан в Православие. Но тут разразилась беда. Летом 1579 года страшный пожар превратил в пустыню половину города. Случившееся многих местных жителей привело в смущение: «Язычников же неверных во граде много было, и вер много было, — повествует сщмч. Ермоген, — и стало им в пересуды и посмеяние истинная православная вера; источника