058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 13msps ишвадникиПосле революции площанским монахам выпало пройти крестный путь унижений и мучений. И на этом скорбном пути они ничем не посрамили высокого звания русских иноков. 1915 году управлять Площанской ■^обителью был призван иеромонах || Никодим (Спиридонов), вскоре 1-1 после назначения на настоятельскую должность возведенный в сан игумена. Но спокойной жизни (если можно употребить это определение относительно военных лет) площанской братии оставалось немного — в феврале 1917 года разразилась катастрофа, империя перестала существовать, и вскоре власть в стране захватили богоборцы. После окончательного закрытия Площанской пустыни в 1924 году игумену Никодиму пришлось испытать на себе все прелести советского «правосудия». Поисками повода к привлечению настоятеля к «судебной ответственности» новоявленные вершители судеб Отечества особенно себя не утомляли — как раз незадолго до судилища они пытались вскрыть захоронение старца Василия (Кишкина), к могиле которого, прославившейся исцелениями, тогда
Вверху: Старец Герман. открылось настоящее паломничество: ежедневно ее посещало до пяти тысяч людей. В обвинении, предъявленном отцу Никодиму, в частности, говорилось: «Пользуясь суеверием и религиозными предрассудками части окрестного населения, разрешал совершать и сам совершал обманные действия на могиле Василия Кишкина и перед так называемой чудотворной иконой и прочими "достопримечательностями" монастыря...» В июне 1925 года «народный» суд приговорил настоятеля «к шестимесячному тюремному заключению, но, принимая во внимание его крестьянское происхождение, малоразвитость и короткий срок службы игуменом», заменил это наказание сторублевым штрафом. Позже игумен Никодим служил священником в Знаменской церкви села Игрицкого неподалеку от Площанской обители, а в 1930 году, будучи обвиненным в создании контрреволюционной организации, был отправлен в северные Вверху: Старец Герман. Слева: Игумен Никодим с насельниками Площанской пустыни. Дореволюционное фото. лагеря. После освобождения он совершал служение в храмах Орла — до самой смерти, последовавшей в 1954 году. В 2001 году его останки были перенесены в Площанскую пустынь. Последним площанским старцем стал наделенный даром прозорливости монах Герман (Шевчук). В мирской своей жизни он был военным, а выйдя из армии, тут же поступил в Площанскую пустынь, где принял на себя подвиг юродства. По упразднении монастыря он несколько лет жил рядом с обителью, а потом перебрался на Украину, в местечко Середина Буда. Летом 1926 года его арестовали и после изощренных издевательств (старца даже, привязав к лошади, мучители таскали по улице) поместили в психбольницу. День своей смерти монах Герман предсказал, завещав похоронить себя на мусорной свалке Болдиной горы — места подвигов преподобного Антония Киево-Печерского, зачинателя русского монашества. «Я духовно не умру, — сказал старец перед кончиной. — Приходите ко мне на могилу хоть раз в год, буду помогать молитвой». |