058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 11

058. Казанская Богородицкая Площанская пустынь, страница 11

подвижники

КРНТШ

Площанская пустынь и Оптина

Знаменитая Оптина накрепко связана с Площанской пустынью. Особенно явной эта связь была в пору утверждения оптинского старчества, и самым зримым ее выражением является преподобный Макарий Оптинский. Уже в старости он писал одной из своих духовных дочерей: «Я рад, что ты побывала

в Площанской пустыни, я и сам ее очень люблю, да и как не любить, 23 года проведши. А икона Царицы Небесной — пречудная и неизреченной доброты, от одного на нее зрения нельзя не прийти в умиление».

Михаил Иванов (так звали в миру старца Макария) родился в 1788 году в Орлов-

Оптинские старцы. В центре — преподобный Лев, крайний справа — преподобный Макарий. Фрагмент росписи Святых врат Оптиной Пустыни.

ской губернии, в дворянской семье. Впрочем, дворянство не помешало его прадеду стать монахом Одрина монастыря. По его стопам и пошел Михаил. В октябре 1810 года он отправился на богомолье в Площанскую пустынь, где остался послушником. Уже в декабре его постригли в рясофор, а пятью годами позже—в мантию с именем Макарий. Отцу Макарию повезло—в Площанской пустыни он сошелся с учеником и по-стриженником преподобного Паисия (Величковского) схимонахом Афанасием (Захаровым), который поступил сюда в 1817 году из Чолнско-го монастыря. С тех пор и до самой кончины схимонаха Афанасия, последовавшей в 1825 году, они делили одну келью. Старец Афанасий привез в Плоское списки всех переводов преподобного Паисия, среди которых были писания свв. Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника, Вар-сонуфия Великого, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Феодора Сту-дита, Григория Паламы и др. Все это читал прп. Макарий,

напитываясь святоотеческой мудростью.

В 1829 году состоялась еще одна знаменательная встреча — в Площанскую пустынь прибыл пострижен-ник старца Василия (Киш-кина) иеромонах Леонид (Наголкин), которому было суждено стать первым (наряду с преподобным Моисеем) оптинским старцем. В следующем году преподобный Леонид (в схиме Лев) отправился в Оптину Пустынь. В 1834 году преподобный Макарий последовал за ним. В 1836 году он стал духовником обители, в 1839-м — скитоначальником, а по кончине преподобного Льва в 1841 году — вступил на подвиг старчества.

Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни, «сердце» оптинского старчества.

новил монастырь — число братии при нем стремительно выросло. Сюда пришли последователи преподобного Паисия (Величковского) иеромонах Клеопа (Антонов) и схимонах Феодор (Поль-зиков), имевшие огромное влияние на преподобного Леонида (в схиме Льва) Оптинского, которого именно в Бело-бережской пустыни старец Василий постриг в монашество.

В 1804 году иеромонах Василий, по собственному прошению, был переве

ден в брянский Свенский монастырь — с тех пор (и до 1810 года), официально пребывая на покое, он фактически оставался старцем для обеих обителей.

В 1811 году, по настоянию епископа Воронежского и Черкасского Антония (Соколова) и атамана Матвея Платова, подвижник перешел в Воронежскую епархию — возрождать упавшую монашескую жизнь на Дону. Подвизался он тогда в Кременском монастыре. Как и везде ранее, старец Василий быстро

благоустроил эту и другие местные обители, искоренил беспорядки, обратил к истине множество сектантов и заслужил всеобщую любовь. Однако от славы людской подвижник всегда бежал. Так случилось и на этот раз.

Поклонившись в Задонске гробу своего учителя, святителя Тихона, иеромонах Василий в 1816 году вернулся в Коренную пустынь. Претерпев скорби от начальства этой родной для него обители (он был даже затворен