067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 8

067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 8

mimm коренной

За время существования монастыря в нем сменился не один десяток настоятелей. Кто-то из них не задерживался здесь надолго, другие, напротив, подвизались в Коренной пустыни многие годы и оставляли по себе добрую память.

Коренная пустынь. Работа на бересте современной художницы //. Стрелковой.

Среди настоятелей Курской Коренной пустыни на всем протяжении ее истории было немало достойных людей. Некоторые из них — по своей высокой жизни и по заслугам перед монастырем — заслуживают особого упоминания. Первым среди таковых следует назвать иеромонаха Илария, управлявшего пустынью с 1792 по 1795 год в чине строителя. Назначенный из Саровской пустыни, иеромонах Иларий призван был ввести в Коренном монастыре строгий саровский устав и со своей задачей, по-видимому, вполне справился. Однако управлял Коренной пустынью он недолго: уже в 1795 году отец Иларий выпросился обратно в Саров.

Куда большую привязанность к Коренной пустыни явил игумен Макарий (Каменецкий), находившийся на посту ее настоятеля с 1799 по 1815 год. Этот выдающийся пастырь, как говорится в одном из исторических описаний обители, «по справедливости должен занять самое почетное место в ряду настоятелей Коренной пустыни, как наиболее (разумеем с наибольшим успехом) потрудившийся в ее пользу,

почему и более других имеет право на ее благодарную память и признательность». Монашеский путь отец Макарий начал еще в 1766 году, поступив в Киево-Печерскую Лавру. А в 1770— 73 годах он был послушником в той самой Коренной пустыни, настоятелем которой его назначили многие годы спустя. Управляя этой обителью, он трижды отказывался принять сан архимандрита с переводом в более богатые и значимые монастыри, «желая окончить свою жизнь на месте, ознаменованном особым благоволением Божией Матери — в явлении Ее чудотворной Иконы».

Игумен Макарий прошел хорошую иноческую школу: семь лет подвизался в Саровском монастыре, еще семь — в Ново-Иерусалимском, пять — в Новоспасском, а затем — в Александро-Невской Лавре. В монашество будущий

Поминальная часовня близ сходов к церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». К сожалению, могил почитаемых настоятелей в Коренной пустыни не осталось, все они были разорены.

благоустроитель Коренной пустыни был пострижен лишь в 1793 году, причем постриг совершал небезызвестный митрополит Гавриил (Петров), один из выдающихся архипастырей своего времени. В том же году состоялось возведение монаха Макария во иеродиакона и во иеромонаха.

В Александро-Невской Лавре отец Макарий нес послушание транезаря, то есть «был попечителем и распорядителем в довольствии преосвященного и тоя Лавры священноархимандрита и всей Лавры, а случайно и Императорского придворного штата, съестными и питейными припасами и имел наблюдение принадлежащей к тому экономии».

Судя по сохранившимся биографическим данным, о. Макарий менее всего стремился к тому, чтобы сделать «карь-еру» — хотя при своем происхождении и образованности он вполне мог рассчитывать на нее. Уже вскоре по своем рукоположении во иеромонаха он «был трактован» Святейшим Синодом к посылке начальником миссии на остров Кадьяк (близ южного побережья