067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 10н&шрк старца жфшСейчас уже многие в России и за ее пределами наслышаны об архимандрите Серафиме (Тя-почкине), о его жизни, которая вся светилась христианским подвигом и любовью. Но о тех, кого воспитал он, кем руководил в духовном возрастании, мы знаем очень мало. Один из учеников отца Серафима на протяжении десяти лет подвизался в Коренной пустыни.
Одна из немногих сохранившихся фотографий старца Иоанна. По смирению своему он всегда уклонялся от фотографирования. А детских и юношеских «карточек» его совсем не осталось — вернувшись с войны, он уничтожил их. ■""J2002 году в Коренной пустыни Кскончался иеросхимонах Иоанн Г1(Бузов), долгие годы бывший ду-LixoBHbiM чадом архимандрита Серафима (Тяпочкина; 1894—1982). До 1992 года он служил, будучи рукоположен во иеродиакона, в Никольском храме села Ракитного (где прежде служил старец Серафим), а затем был рукоположен в сан иеромонаха и переведен в Курскую Коренную пустынь. Здесь о. Иоанн и подвизался десять лет до своей кончины. В 1996 году иеромонах Иона (монашеское имя старца Иоанна) принял постриг в схиму. Принял его как тяжкий крест, с подлинным пониманием всей ответственности совершаемого шага. Духовные чада отца Иоанна вспоминали, что по окончании пострига он выглядел будто «расстроенным», «ни с кем не разговаривал». «На крылечке, — рассказывала одна из тех, кто пользовался наставлениями старца, — мы попросили у него благословение. Он обернулся, посмотрел на нас и ни- Одна из немногих сохранившихся фотографий старца Иоанна. По смирению своему он всегда уклонялся от фотографирования. А детских и юношеских «карточек» его совсем не осталось — вернувшись с войны, он уничтожил их. чего не сказал, послушник Артем увел его в келью. Ночью у батюшки было плохо с сердцем, он сильно переживал и болел неделю. Никуда не выходил, никому не показывался и никого не принимал». По рождению своему иеросхимонах Иоанн не имел никакого отношения к духовному сословию. Родители его были бедные курские крестьяне, и сам он, появившись на свет в 1926 году, сполна хлебнул всех невзгод, выпавших на долю русского крестьянства. Учиться ему почти не пришлось. Его сестра Анна вспоминала об этом так: «Мы с Ваней вместе пошли в первый класс и проходили в школу только три зимы: не было обуви, одежды, денег на покупку учебников и тетрадей. Беспросветная нужда и невыносимая нищета заставили нас бросить учебу и помогать матери сводить концы с концами». В начале Великой Отечественной войны село, где жили Бузовы, заняли немцы. Когда наши войска освободили Курщину, Иван Бузов приписал себе год и ушел добровольцем на фронт. А после войны стал еще с большим усердием, чем прежде, ходить в церковь и посещать святые места. В 1955 году он поступил послушником в Почаевскую Лавру, где пребывал до 1958 года. Остаться в Лавре ему, однако, не пришлось: он вернулся домой, чтобы ухаживать за старой матерью. Но и дома он всегда находился при храме, назначенный к нему псаломщиком. А в 1961 году произошло событие, определившее течение всей его дальнейшей жизни: епископ Курский и Белгородский Леонид (Поляков) определил его псаломщиком к Никольской церкви села Ракитного, где только-только начинал служить тогда игумен Серафим (Тяпочкин). Долгие годы послушник Иоанн исполнял обязанности псаломщика, и только в 1978 году состоялось его рукоположение во диакона, а в 1985 году, уже после кончины старца Серафима, постриг в монашество. К моменту своего перевода в Коренную пустынь, и особенно после принятия схимы, отец Иоанн уже сделался известен многим как своего рода «наследник» архимандрита Серафима. Год от года увеличивался поток паломников в Коренную: люди, находясь в сложных жизненных обстоятельствах, желали мудрого ду-ховнического совета старца Иоанна, просили его молитв. А принимать посетителей ему становилось все труднее. В 2002 году он упал, сломав шейку бедра, и эта травма фактически заключила его в стенах больничной |