067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 5

067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 5

ИСТОРИЯ

гие другие, а в частности и москвичи. Столь счастливое положение Курска в сравнении с прочими областями страны связывалось исключительно с чудотворной иконой Божией Матери. Того же мнения держался и царь Борис, пожертвовавший на будущий Курский Коренной монастырь в это время изрядно денег, церковной утвари, икон и книг. Были приготовлены уже и колокола. Но опять строительство обители пришлось отложить: в государстве началась Смута. В 1604 году Лжедмитрий I вошел со своим войском в Курск (крепость в нем тогда еще только строилась, и «ворам» легко было захватить ее) и забрал Курскую Коренную икону. Вместе с самозванцем она — во второй уже раз — переместилась в Москву, где и оставалась вплоть до 1613 года.

Коренная пустынь тем временем влачила жалкое существование. Вернее сказать, какое-то «полусуществование». Она и жила, и не жила. К обители была приписана немногочисленная братия во главе с игуменом Евфимием. В пользу братии шел доход от служб в Богородице-Рождественском приделе курского Воскресенского собора, где до 1604 года пребывала Коренная икона, а с 1604-го — ее список. Насколько же далеко продвинулось обустройство «Пустынского монастырька» (так называли Коренную пустынь в то время), сказать трудно. В 1611 году окрестности Курска основательно пограбила орда крымских, казанских и ногайских татар. Не минула она на своем пути и Курскую Коренную пустынь, разорив и сжегши ее. Тогда, в этом татарском пожаре, сгорели и все документы, связанные с основанием и повседневной жизнью монастыря.

В 1612 году к Курску подступило семитысячное польско-литовское войско, предводительствуемое Сагайдачным и Жолкевским. Куряне, не чая избавления от напасти, сошлись в Воскресенском соборе и долго молились перед списком с Курской Коренной иконы Божией Матери о помощи и заступлении, обещая Владычице Небесной построить в Курске монастырь в честь Ее Знаменской иконы. Четыре недели враги держали в осаде Курский острог, но взять его так и не смогли. Упование жителей города на заступничество Пресвятой Богородицы не было посрам

лено, и в 1615 году, едва только страна начала оправляться от постигших ее бедствий, Знаменский монастырь был основан. Вернувшаяся из Москвы Курская Коренная икона заняла почетное место в его соборном храме.

А что же Коренная пустынь? Теперь она оказалась приписанной к Знаменскому монастырю, и все вотчины, дарованные ей при основании государями Федором Иоанновичем и Борисом Годуновым («в Курском уезде в Обмяцком стану деревня Тазово, да деревня Жерновец, да слобода Служня, да слобода Долгая на реке Тускари...») также отошли к новооснованной обители. Положение Курской Коренной пустыни не могло упрочиться в ходе всех этих манипуляций. Устраиваемая

специально для величайшей святыни Курского края, она теперь была как бы «отодвинута» от нее, ведь Коренная икона пребывала в Знаменском монастыре. А без чудотворной иконы Пу-стынский монастырек не мог рассчитывать на действительное процветание.

Скромно жила Коренная пустынь, довольствуясь тем малым, что поступало от Знаменского монастыря. В 1618 году здесь освятили деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построили несколько келий (конечно, тоже деревянных), поставили сруб над источником. Братия приписной обители была невелика числом: в 1621 году в Коренной подвизались четыре монаха, в 1630 году — десять. Следует прибавить, что на протяжении