067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 6

067. Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь, страница 6

ИСТОРИЯ

всего XVII столетия сохранялась угроза нападения татар, и «поступательное» развитие пустыни было затруднено еще из-за этого. Но уже в описываемое время зарождалась традиция крестного хода, впоследствии ставшего знаменитым, и Корейской ярмарки, приуроченной к этому крестному ходу.

В начале XVIII века положение Курской Коренной пустыни несколько улучшилось. Татарские набеги прекратились, в 1703 году вместо прежней деревянной церкви Рождества Богородицы в обители появился одноименный каменный храм (с приделом во имя Иоанна Предтечи), в 1708 году были возведены каменные ворота с надвратным храмом в честь Преображения Господня, в 1713 году — церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Последний храм построили над святым источником на средства генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, героя Северной войны.

По документам 1701 года в монастыре жили семь монахов, настоятели здешние имели чин «строителей», но бывали и игумены — если до назначения в Коренную пустынь имели таковой сан. Устав обители приближался к общежительному. Крестные ходы в Коренную пустынь из Знаменского монастыря становились все многолюднее, расширялась и приуроченная

Курская Коренная пустынь на литографии 1882 года.

Портрет генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева кисти И. П. Аргунова, крепостного художника Шереметевых. Портрет написан в 1760 году, после смерти фельдмаршала.

к ним ярмарка, а пребывание чудотворной иконы в Пустынском монастыре было продлено с трех дней до недели. Собственно, только эта неделя и обеспечивала годичное существование братии.

1764 год, принесший столько бед русским обителям, Коренную пустынь сделал независимой от Знаменского монастыря. Теперь она стала само

стоятельным, хотя и заштатным мона-стырьком, с хозяйством собственным, хотя и весьма убогим. В описи 1765 года находим следующие красноречивые подтверждения худости монастырского обзаведения: «Домашнего скота, езжих лошадей три, все престарелые. Примечание: две пали в трудах, одна продана. Рогатого скота, старых и молодых коров, быков двухлетних и подтелков малых всех 11. Примечание: по приговору братскому, за неимением, чем кормить, 5 проданы. Денег в казне не имеется». В том же 1765 году, снисходя к скудости Коренной пустыни, священноначалие сочло возможным увеличить срок нахождения в ней Курской Коренной иконы Божией Матери до двух недель, но уже в 1767 году крестные ходы с иконой из Курска в Коренную пустынь были прекращены вовсе и возобновились только в 1792 году, когда и без того бедствовавший монастырь пришел в совершенный упадок.

Казалось, ничто не сможет поднять обитель, привести ее к процветанию. Но постепенно ситуация выправилась. С воцарением Александра I Коренному монастырю представилась возможность вернуть себе некоторые свои земельные владения — чем он и не преминул воспользоваться. Был введен общежительный устав по образцу Саровской пустыни, и настоятеля назначили оттуда. В 1804 году увели-