047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 6ИСТОРИЯ он исполнил. В середине 1550-х годов в Спасской обители появился каменный Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до нашего времени практически в первозданном виде. Новые испытания пришлось вынести монастырю в эпоху русской Смуты. В начале 1609 года в нем (как и везде в Муроме) бесчинствовали люди польского ротмистра А. Крупки, поддержи вавшего самозванца Лжедмитрия II, прозванного Тушинским вором. В марте в городе, с января окруженном нижегородским войском А. С. Алябьева, которое стояло за законную царскую власть, вспыхнуло антитушинское восстание, и оккупанты были изгнаны из Мурома. Но беды на этом не кончились — в декабре 1615 года в Муром нагрянул пан А. Лисовский, разрушил несколько церквей, при этом посадские люди кто разбежался, а «мнози» были «побиты литовскими людьми». Не прошел Лисовский и мимо Спасо-Преображенского монастыря. В описи города Мурома, сделанной в 1624 году, при перечислении икон Спасской обители отмечается, что самые дорогие оклады «ободрали литва, как приходил Лисовский». В царствование Михаила Федоровича монастырь довольно быстро привели в порядок — во многом благодаря щедрым вкладам царя. В эпоху Нико-новой реформы обитель оказалась на стороне тех, кто стоял за «древлее благочестие». Настоятель монастыря архимандрит Антоний, близко знавший крупнейших деятелей раскола, даже писал царю о лжи, заключенной в ис правленных книгах. В 1666 году его вызвали на Большой Московский Собор и предали суду. Архимандрит принес покаяние, после чего был сослан в Ки-рилло-Белозерский монастырь. Во второй половине XVII века в обители были начаты крупные восстановительные и строительные работы. Очень помог тогда монастырю митрополит Сарский и Подонский Варсонофий Кирилло-Белозерский монастырь, куда отправили в 1666 году «для исправления» архимандрита Спасской обители Антония. Современное фото. Так выглядели Спасо-Преображенский собор и Покровский храм в конце XIX века. (из муромского рода Чертковых) — на его средства около 1687 года возвели каменный настоятельский корпус, а в 1691 году кардинально перестроили (а по сути возвели заново) каменную же церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. XVIII столетие стало нелегким временем для русских монастырей. Атаку на них начал Петр I, которому требовались деньги на ведение затяжной Северной войны. «Победоносно» завер шила эту атаку Екатерина II, в 1764 году упразднившая великое множество обителей, а уцелевшие «посадившая» на скудное государственное содержание. Спасо-Преображенский монастырь не избег реформистских реорганизаций. В 1725 году обитель приписали к Рязанскому архиерейскому дому с требованием открыть в ее стенах школу «для учения священнических детей». Все средства, получаемые с монастырских крестьян (а за монастырем тогда числились 202 крестьянских двора), теперь, по распоряжению Святейшего Синода, шли на содержание этой школы. Тем не менее, существовали еще вклады благотворителей. На один из таких вкладов (он поступил от муромского купца П. П. Самарина) удалось в 1757 году возвести каменную колокольню. В ходе секуляризационной реформы 1764 года монастырь приписали к III классу, его настоятелями теперь положили быть игуменам. Впрочем, уже в 1794 году в обители вновь была введена архимандрития. В начале XIX века архитектурный ансамбль обители пополнился каменной оградой и новыми Святыми вратами. Правда, строительство надвратной церкви во имя преподобного Кирилла Белозерского затянулось на десятилетия. Причиной тому был хронический недостаток средств. Все средства уходили на ремонт зданий. Ситуация стала критической к 1880-м годам, когда в Спасо-Преображенском соборе даже пришлось прекратить богослужения. Перелом наметился, после того как архимандрит Антоний привез в 1878 году |