047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 9

047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 9

подвижники

неверных людей... прииде из Киева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и бояре его и все купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба такожде обновил, и епископа по прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Впрочем, в праведности архиерея муромлянам, обманутым диаволом, вскоре пришлось усомниться. Неустанные пастырские труды святителя Василия были невыносимы для князя тьмы, и он стал смущать умы местных жителей, обернувшись женщиной, которая то и дело показывалась в архиерейских покоях. Терпению их пришел конец, когда пришедшие вечером к святителю Василию люди увидели девицу, бегущую босиком вверх по лестнице в покои епископа. На святителя посыпались упреки, самые отчаянные головы призывали к убийству архиерея, но отступили, услышав от него кроткую просьбу оставить его до трех часов утра. Утром он отправился в Благовещенский храм, где молился в слезах у чудотворной Муромской иконы Божией Матери, после чего, взяв ее с собой, спустился к Оке. Святителю Василию предложили лодку, но он снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, вступив на мантию с иконой Пресвятой Богородицы в руках, «несе бысть духом бурным противу быстрин речных», то есть

Святитель Василий расстилает свою мантию на воде. Фрагмент росписи церкви святителя Василия Рязанского в Спасской обители.

поплыл против течения. Вразумленные этим чудом муромляне кричали архипастырю, чтобы он вернулся, однако тот был взят от них «в мгновение ока».

Случилось это в три часа дня, а спустя шесть часов святитель уже приблизился к Рязани, располагавшейся тогда ниже по реке от современного города. Тут чудеса продолжились. Как раз перед самым прибытием святителя рязанцы собрались в храм на богослужение, но вышедший диакон никак не мог провозгласить обычного «Благослови, Владыко». Он молчал до тех пор, пока, наученный Господом, не воскликнул: «Владыко грядет, сретайте его!» И «великий князь Рязанстий, именем Олег, срете его со кресты и со всем освященным собором, и прият святаго праведнаго Василия епископа, радуяся со всеми православными христианы».

В Старой Рязани любимый народом архипастырь жил недолго — вскоре она

была разорена татарами, после чего все на той же мантии (и опять же с Муромской иконой Божией Матери в руках) святитель Василий по Оке и Трубежу поплыл к Борисоглебской церкви, стоявшей там, где находится нынешняя Рязань. Здесь он основал новую епи-скопию, а церковь эта стала соборным храмом.

Здесь же святитель Василий и отошел ко Господу. Произошло это в 1295 году. Похоронили его в Борисоглебском соборе. В эпоху Смуты, в 1609 году, его святые мощи были обретены нетленными и перенесены в Успенский (впоследствии Христо-рождественский) собор. На Руси было неспокойно, всюду бродили шайки поляков, под Москвой стоял лагерем самозванец Лжедмитрий II, и поэтому мощи положили под спудом, на левом клиросе. Примерно тогда же составили тропарь и кондак святителю.

С тех пор прошло ровно четыреста лет, и на протяжении этого времени от мощей святого нередко случались чудотворения. В 1881 году Святейший Синод постановил отмечать память святителя Василия, епископа Рязанско

го, дважды в году — 3/16 июля (день его кончины) и 10/23 июня (день перенесения его мощей).

Слева: Рязанцы встречают святителя, приплывшего на мантии по Оке. Фрагмент росписи церкви святителя Василия Рязанского в Спасской обители.

Внизу: Рязанский кремль. В центре — Успенский собор.