047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 11

047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 11

подвижники

Икона «Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский, святые Петр и Феврония Муромские», входившая в собрание новгородских икон, известное как «Софийские святцы». Датируется XVI веком, когда Петр и Феврония были прославлены в лике святых. При этом их почитание было повсеместным уже столетием раньше.

с рассказа о том, как жену муромского князя Павла, старшего брата Петра, склонил на блуд посланный диаволом «летящий змей», являвшийся ей под видом мужа. Несчастная, по совету князя Павла, выведала у змея, «от чего ему смерть хощет быти». Оказалось, что «от Петрова плеча, Агрикова меча». «Агриков меч» чудесным образом обнаружился в одном из храмов. Петр, взяв его, убил змея, но змей, издыхая, обрызгал князя своей кровью, отчего у того началась «болезнь тяжка зело».

Исследователи «Повести о Петре и Февронии» нередко утверждают, что хворь князя Петра имела естественные причины, саму же болезнь они определяют как проказу.

Как бы там ни было, совсем занедуживший Петр послал людей в Рязанскую землю, известную опытными врачевателями. Один из посланников обнаружил в селе Ласкове девицу, обещавшую вылечить больного. Это и была Феврония. Сама встреча юноши-гонца и Февронии тоже описана в фольклор-но-сказочном духе. Феврония «ткаше красно» в своем доме, у ног ее прыгает заяц, а с гостем она разговаривает исключительно мудрыми притчами. Заканчивается беседа словами Февронии: «Да приведеши князя твоего семо. Аще будет мяхкосерд и смирен в ответех, да будет здрав!»

Девушка действительно вылечила Петра — в обмен на обещание князя по выздоровлении жениться на ней. Петр обманул ее — это была единственная ложь во всей истории их совместной жизни. Избавившись от болезни, он послал ей богатые дары и посчитал свой долг перед бедной крестьянкой выполненным. И тут же хворь навалилась на него с новой силой. И вновь Феврония избавила Петра от болезни, после чего стала его женой.

По смерти князя Павла княжить в Муроме был призван Петр. Жены муромских бояр, не в силах вынести

шшш

Святая Феврония наставляет человека, возгоревшегося лукавыми помыслами.

Урок любострастному спутнику

Они же злочествии боляре даша им суды на реце, бяше бо под градом тем река, глаголемая Ока. Они же пловуще по реце в судех. Некто же бе человек у бла-женныя княгини Февронии в судне, его же и жена в том же судне бысть. Той же человек, приим помысл от лукаваго беса, воззре на святую с помыслом. Она же, разумев злыи помысл его, вскоре обличи й, рече бо ему: «Почерпи убо воды из реки сея с сю страну судна сего». Он же почерпе. И повеле ему испи-ти. Он же пит. Рече же паки она: «Почерпи убо воды з другую страну судна сего». Он же почерпе. И повеле паки испити. Он же пит. Она же рече: «Равна ли убо си вода есть, или едина слаждь-ши?» Он же рече: «Едина есть, госпоже, вода». Паки же она рече: «Сице едино естество женьское. Почто убо свою же

ну оставя, чюжия мыслиша?» Той же человек уведе, яко в ней прозрения дар, бояся к тому таковая помышляти.

Повесть о Петре и Февронии Муромских