047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 12

047. Муромский Спасо-Преображенский монастырь, страница 12

подвижники

того, что незнатная Феврония возвысилась над ними, невзлюбили ее. Жаловались, например, Петру, что она, будто голодная, собирает в кулак крошки хлеба после еды. Князь однажды решил проверить, так ли это, и случилось чудо — разжав кулак своей жены, он обнаружил в ее руке благоухающий ладан и фимиам. Между тем, в боярской среде все громче и настойчивее звучало: «Не хощем Февронии!» Приступили и к самой Февронии, поклявшись дать ей все, что она захочет, если она оставит Муром. Феврония согласилась уйти на этих условиях. Каково же было удивление бояр, когда они узнали, что «забирает» с собой Феврония «токмо супруга князя Петра».

Святая супружеская чета покинула Муром. Плыли на корабле по Оке. Во время плавания один из спутников разжегся к Февронии страстью. Заметив это, она поучительной притчей, в которой сравнила женское естество с водой (предварительно заставив своего собеседника испробовать воды с правой и левой сторон судна), «излечила» чужого мужа от плотского огня.

Не успели Петр и Феврония обустроиться на новом месте, как к ним явились муромские послы. Выясни-

Вверху слева: Муромские ci (благоверные князь Петр и княгиня Феврония — во втором ряду). Фрагмент росписи церкви святителя Василия Рязанского Спасо-Преображенского монастыря.

Вверху справа: Рака с мощами с Петра и Февронии в Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря.

лось, что после ухода князя бояре перессорились в борьбе за первенство и в городе царит кровавая смута. Му-ромляне просили Петра вернуться и, как прежде, княжить в Муроме. Обеспокоенный судьбой родного города Петр выполнил эту просьбу и долго правил княжеством на благо своим подданным.

Трогательна история смерти святых. Еще при жизни Петр и Феврония умолили Бога даровать им единовременную кончину и договорились о том, чтобы упокоиться в одном гробу. На закате жизни они приняли монашеский постриг. Почувствовав приближение смерти, Петр послал человека к Февронии со словами: «Хощу уже отити от тела, но жду тебя, яко да купно отидем». Феврония же в это время

«своими руками шияше воздух, на нем же бе лик святых», и попросила своего супруга немного подождать. И во второй раз присылал Петр к ней человека, а на третий передал: «Уже бо хощу преставитися и не жду тебе». И тогда Феврония оставила шитье: «И, помолившеся, предаста вкупе святыя своя душа в руце Божии месяца июня в 25 день».

Чудеса продолжились по их смерти. Хоронившие князя и княгиню люди сочли неудобным класть тела монаха и монахини в один гроб и положили их отдельно. Но наутро обнаружили их в одном гробу — в том самом, который святые приготовили себе еще при жизни. Трижды повторялись безуспешные попытки разделить по смерти святую чету, но они так и упокоились вместе.

До советских времен мощи святых, ставшие общероссийской святыней, почивали в Богородице-Рождественском соборе Мурома. Позже богоборцы передали мощи в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен. В 1989 году мощи вернули Церкви. С 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря.