002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 3шрный mw Первая искра христианства блеснула Северу с Валаама, благословленного самим святым апостолом Андреем Первозванным. Как гласит монастырское предание, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, достиг Волховом Ладожского озера, а затем и Валаама, благословив остров каменным крестом. Так это или нет — установить невозможно, но вот житие святого Авраамия Ростовского утверждает, что уже во времена святой княгини Ольги на острове было монастырское братство под началом игумена. Основателями валаамского братства почитают преподобных Сергия и Германа, которых принято считать греческими священ-ноиноками. Из письменных источников известно, что святые Сергий и Герман устроили в основанном ими монастыре жизнь в соответствии с общежительным уставом. Пограничный остров переходил из рук в руки, на долгие десятилетия прерывалось иноческое служение в монастыре, разрушались святыни, монастырская библиотека была потеряна. Новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163—64 годах. Тогда же состоялось и местное прославление основателей Валаамской обители. Когда опасность миновала, иноки перенесли святые мощи своих заступников обратно на Валаам и, во избежание поругания святыни, иссекли в скале глубокую могилу, в которой «под спудом» скрыли святые мощи угодников. В память возвращения заступников в обитель совершается ежегодно церковное празднование 11/24 сентября. Первоначально обитель была освящена во имя Пресвятой Троицы. При очередном шведском нашествии от деревянного Троицкого монастыря не осталось ничего, и новый главный храм отстроили уже из камня, освятив его во имя Преображения Господня. Шведы не оставляли попыток захватить карельские земли, имея для того весьма благовидный предлог — обращение языческого Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы. Икона из обители. и православного населения в «истинную» веру — католичество. В начале 1578 года «крестоносцы» разорили и сожгли монастырь. После заключения в 1595 году мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли, и царь Федор Иоаннович, посылая воевод в Корелу (имевшую, что не редкость в этих местах, и шведское имя Кексгольм; ныне город При-озерск), повелел на средства из царской казны возобновить Валаамскую обитель. Но иноческую жизнь, восстановленную было на Валааме, опять нарушили шведы. В 1611 году, после полугодовой осады, пала Корела, и весь Корельский уезд, а с ним и Валаамская обитель, оказался под властью иноземцев. Монастырь в очередной раз был разрушен до основания. Настоятель и часть братии не захотели расстаться со святым местом и приняли смерть от рук завоевателей. Погибла и большая часть братии, удалившаяся в Старую Ладогу, где по царскому указу был основан монастырь святителя Николая Чудотворца. Шведы явились и туда, разорили город, умертвили иноков и захватили часть казны. По Столбовому договору 1617 года Россия уступала Швеции Кексгольм, Карелию и Ингерманландию. Валаам оказался в руках иноверцев. Шведы сгубили ростки православной веры, посеянной иноками на финском берегу Ладожского озера. Лишь селения в глубине края сохранили православие, а многие православные карелы переселились в Россию. Потомки их осели в Новгородской и Тверской губерниях. Русское возвращение на Север произошло уже при энергичном Петре I. В 1715 году, задолго до
|