025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 17

025. Вознесенская Давидова пустынь, страница 17

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

колокольня

Колокольня является доминантой монастырского архитектурного ансамбля. Расположена она в середине западной части стены, окружающей пустынь. Нынешняя колокольня заменила предыдущую, разобранную при игумене Афанасии (1838—1843). Тогда же началась заготовка материала для строительства новой. Было заготовлено 90000 штук кирпича. Строительство колокольни началось в 1844 и завершилось в 1845 году, о чем свидетельствует памятная каменная плита, вмурованная в стену над одним из ее лестничных пролетов. Письменные источники уточняют датировку — строительство колокольни было закончено к 1 августа 1845 года заботами нового настоятеля обители иеромонаха Паисия. Колокольня сооружена под влиянием русско-визан-тийского стиля. На четверик, в котором расположены главные проездные ворота монастыря, поставлен восьмерик; на нем — цилиндрический ярус звона; еще

выше — увенчанный массивной главой небольшой барабан с часами на четыре стороны света. Фасады украшены декорированными наличниками, нишками с филенками, кокошниками. Историками подмечено, что второй — восьмигранный — ярус колокольни имитирует ярус звона, характерный для древних колоколен, однако остается неясным, выполняет ли он исключительно декоративные функции или предназначался для размещения в нем колоколов по проекту. По крайней мере, известно, что на этом ярусе никогда не звонили. В 1848 году для новой колокольни был отлит колокол в 205 пудов. Створки ворот колокольни представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Открывались они раз в году, на главный праздник обители, и назывались в народе Вознесенскими вратами. От колокольни до Вознесенского собора вела дорожка, выложенная мозаикой. Эта дорожка сохранялась до 1950-х годов.

Монастырская

СОЬОР SO ИМЯ

всемилостивого

Наряду с монастырской колокольней этот храм является одной из архитектурных доминант Давидовой пустыни. Собор освящен 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским). Здание храма в плане представляет прямоугольник, центральная часть которого увенчана массивным световым барабаном и куполом над ним. К подкупольному пространству примыкает с востока апсида, а с запада — трапезная. С северного и южного фасадов подкупольное пространство выделено ризалитами, завершенными четырьмя декоративными главками. Стены собора богато декорированы в соответствии с требованиями псевдорусского стиля в архитектуре: декоративные элементы стилизованы под килевидные арки, поребрики, кокошники. Здание прорезано продолговатыми высокими окнами. До закрытия монастыря в соборе находился пятиярусный иконостас. Высокую художественную ценность имели росписи его стен.

Собор во имя Всемилостивого Спаса.