002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 27

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 27

пислтели и mm

Валаам всегда интересовал людей искусства своей суровой северной красотой. Первозданная его природа влекла сюда русских художников-пейзажистов. А жизнь и творчество нескольких замечательных русских писателей без «валаамского следа» вообще представить невозможно.

*>||ногим знаком «Старый Валаам» Ивана Шмеле-g/MM ва — книга-воспоминание о посещении обители.

ГI Менее известно его же резко антиклерикальное сочинение «На скалах Валаама», из которого позже и родился «Старый Валаам», — писатель просто переоценил многое уже с позиций православного мировосприятия. Любопытно: вызвала эту переоценку книга путевых очерков Бориса Зайцева «Валаам».

А Николай Лесков, который сам определял смысл своего творчества фразой «Я искал на Руси праведников»? Разве без посещения Валаама был бы написан им «Очарованный странник»? Его перу принадлежит несколько рассказов о Валааме и путевые заметки «Монашеские острова на Ладожском озере». Весьма забавный эпизод описан в лесковском рассказе «Таинственные предвестия»: когда с инспекцией в обитель прибыл санкт-петербургский митрополит Никанор, а одновременно с его пароходом пришел пароход с художниками и артистами, из-за приезда митрополита братия бросила неубранным сено, а наутро нашла его собранным в копны. Об этом доложили одному писателю, и тот уже предвкушал, как известит мир об ангелах, убравших сено. Но оказалось, что скопнили сено прибывшие одновременно с митрополитом актеры и художники.

Путевые репортажи знаменитого тогда в эмиграции Вверху: Особая писателя, печатавшиеся сначала в парижских русских северная красо-газетах, создавали ощущение реального путешествия та Валаама все-в прошлое, в те уголки прежней империи, куда память гда притягивала настойчиво влекла русских изгнанников. Как чудо вое- сюда творческих принималось, что в 1935 году совсем неподалеку от людей. На фото-разоренного коммунистами красного Питера, как и за графии — Ни-много лет до революции, все тот же монастырский па- кольский скит. роходик «Сергий» везет паломников в древний Валаамский монастырь. Краткие и живые зарисовки Бориса Справа: Прах Зайцева, человека искренне церковного и в то же время Ивана Шмелева, чрезвычайно светского, должны быть близки и совре- как он и завещал, менным читателям. вернулся на Ро-

Когда советская авиация бомбила Валаам, именно дину и упокоился

Зайцев составил протест против советского вторжения теперь вДон-

в независимую Финляндию и убедил многих известных ском монастыре. деятелей культуры присоединиться к нему. Шмелев подписать протест категорически отказался, и до самой его смерти отношения между вчерашними друзьями были разорваны.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Православные журналы

Близкие к этой страницы