002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 30

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 30

т шлш

Не один раз за свою многовековую историю Валаамская обитель бывала разорена, однако всякий раз восставала из пепла. Не стал исключением и век минувший. После почти полувекового запустения вернулась жизнь в Спасо-Преображениский собор, и постепенно начали оживать скиты.

Первые шесть насельников — иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий с иеродиаконом Серафимом и послушниками Леонидом и Вадимом (ныне иеросхимонах Варахиил) — прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года. С их приездом возобновились службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Одновременно начались монастырские реставрационные работы. На Вознесение Господне 25 мая 1990 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) освятил главный престол нижнего собора. Это произошло буквально за две недели до избрания его Патриархом Московским и Всея Руси.

С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть перешел в непосредственное ведение Патриарха. Почти ежегодно Святейший Патриарх отмечает день памяти преподобных Сергия и Германа торжественным богослужением в Спасо-Преобра-женском соборе. У Святейшего Патриарха Алексия II особые с обителью отношения — в детстве с отцом, который вскоре после того принял священнический сан, он дважды побывал здесь в паломничестве. Одной из целей первой поездки было желание родителей мальчика услышать совет опытных в духовной жизни старцев о смущавшей их «игре» сына в церковные службы (для чего в сарае у него была устроена «церковь» и хранились «облачения»). Видя серьезность отрока, старцы благословили не препятствовать тяге ребенка к церковной службе. Спустя полвека Алексий вспоминал прежних духовников обители схиигумена Иоанна и иеросхимо-наха Ефрема, а еще схимонаха Николая, подвизавше-

Справа вверху:

Новый колокол, на колокольне.

Справа:

У Патриарха Алексия II особые отношения с обителью. Престольный праздник на Валааме.

Слева: Купол храма Всехсвят-ского скита.

гося в Коневском скиту, гостинника схиигумена Луку, любвеобильного иеромонаха Памву, архивариуса монаха Иувиана...

Ныне в обители и скитах обитают около двухсот человек братии. Возрождаются традиции трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церков-но-исторической литературы — вот далеко не полный перечень послушаний валаамских насельников. В 2005 году были завершены работы по восстановлению живописи собора. Из тринадцати существовавших к на-