002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 28

002. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, страница 28

един из ттт

Минувший век рассеял бывших насельников Валаамского монастыря по всему миру. В Мексику, Марокко, США и даже страны Латинской Америки, а потом, с присоединением Валаама к Советской России, — в Финляндию, — несли свет своей древней обители иноки, со смирением и кротостью принимая обрушившиеся на них удары судьбы.

Первый большой исход из обители был связан с миновавшим Россию в целом расколом «старостиль-ников и новостильников». Когда Патриарх Тихон даровал автокефалию Финляндской Церкви и последняя приняла григорианский календарь (а в самой Русской Церкви через две недели после его введения «новый стиль» был упразднен ввиду возможности раскола), на Валааме произошло в рядах братии большое смущение. Подогревалось оно еще и спорами о том, в чьей юрисдикции находится теперь Валаам — Патриарха или же новообразованной автокефалии. И многие из иноков, не принявшие новые летоисчисление и юрисдикцию (а в отличие от других Православных Церквей, перешедших на григорианский календарь, Финляндская переняла и григорианскую пасхалию), были из монастыря удалены. Кто-то из них отправился на Валаамские подворья в Петроград или Москву, со временем воссияв в сонме новому-чеников и исповедников Российских, но основная часть осталась по другую сторону границы.

Одним из таких был составитель акафиста Арсению Коневскому архимандрит Варсонофий (Толстухин), постриженный в монашество в 1911 году на Валааме игуменом Маврикием. В 1922 году за отстаивание в Финляндии юрисдикции Патриарха Тихона был сослан на Коневец, где оставался до 1926 года, составив и акафист преподобному Арсению. Однако совершенно чуждая мирному иноческому духу амбициозность проникла и на Коневец. Отец Варсонофий, видя, сколь ужасно отражается на духовной жизни братства эта вражда, направляет свой миссионерский жар туда, куда

влечет его сердце, — на помощь страждущим соотечественникам. Миссионер отправляется в Болгарию, в город Софию, и короткое время подвизается в монастыре преподобного Иоанна Рыльского, где составляет акафист его основателю.

Вскоре митрополит Евлогий (Георгиевский) вызывает отца Варсонофия в Париж, где на некоторое время валаамец становится вольнослушателем Богословского института. А уже в октябре 1927 года отец Варсонофий отправляется в Марокко ради основания православного прихода в Рабате. Он сам воспринимал свой приезд в Африку как миссионерское служение. Страна эта — место апостольских подвигов евангелиста Марка, священномученика Киприана, епископа Карфагенского, и великого святителя Августина Блаженного. Когда-то здесь кипела церковная жизнь,

Преображенский собор Ууси-Валам-ского Спасо-Преображенского монастыря. Так он выглядит сегодня, а в те времена, когда он приютил беженцев с Валаама, это был обычный финский дом.

следами которой остались постановления Карфагенских соборов, сохранившие и до сих пор свою каноническую силу. Все это величественное здание христианской жизни в Северной Африке было сметено волною ислама. Только берберы — потомки римских ссыльных